Эмоционально-волевые интересы
Страница 1

Материалы » Эмоции и психические состояния » Эмоционально-волевые интересы

Познавая действительность, человек так или иначе относится к предметам, явлениям, событиям, к другим людям, к своей личности.

В психологии эмоциями называют процессы, отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний.

Эмоции, чувства служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему его миру. Многообразные проявления эмоциональной жизни человека делятся на аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения и стресс.

Аффект - сильное, бурное и относительно кратковременное эмоциональное переживание, полностью захватывающее психику человека и предопределяющее единую реакцию на ситуацию в целом.

Собственно эмоции - более длительные состояния. Они - реакция не только на события совершившиеся, но и на вероятные или вспоминаемые. Эмоции бывают положительные, отрицательные и нейтральные.

Чувства - еще более, чем эмоции, устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер: они выражают устойчивое отношение к каким-либо объектам (реальным или воображаемым).

Настроение - самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека.

В своей фундаментальной работе “Основы общей психологии” (1946) С.Л. Рубинштейн рассматривает три основных уровня эмоциональных переживаний.

Первый - это уровень органической аффективно-эмоциональной чувствительности. Эти состояния могут выступать в качестве эмоциональной окраски отдельного процесса ощущения или выражать разлитое органическое самочувствие индивида.

Второй уровень составляют предметные чувства, соответствующие предметному восприятию и предметному действию. Опредмеченность чувства означает более высокий уровень его осознания.

На этом уровне чувство является выражением в осознанном переживании отношения человека к миру. Дифференциация чувств происходит в зависимости от предметной сферы, к которой они относятся. Их можно подразделить на интеллектуальные, эстетические и моральные чувства.

На третьем уровне находятся обобщенные чувства, выражающие более или менее устойчивые мировоззренческие установки личности. Сюда можно отнести чувство юмора, чувство возвышенного и т.п. Чувство переживается и обнаруживается в конкретных эмоциях.

В результате исследований чувственного развития большинство ученых сделало вывод о том, что существует несколько уровней в развитии чувственной сферы человека.

Простейшие чувственные процессы выражаются в органических, двигательных, секреторных изменениях и принадлежат к числу врожденных реакций.

Но в ходе развития чувства утрачивают свою инстинктивную основу, дифференцируются и образуют многообразные виды высших чувств: социальных, интеллектуальных, эстетических.

Экспериментальные данные свидетельствуют также о дифференцированности чувств в отношении условий их возникновения, при этом большинство психологов предполагает двойную обусловленность чувств: с одной стороны, потребностями (мотивацией), а с другой - особенностями воздействия (ситуацией).

В норме функционирование эмоциональной сферы характеризуется большим разнообразием эмоциональных откликов на события окружающей среды, достаточно быстрым чередованием эмоций разной модальности.

Один из видов эмоциональных нарушений заключается в смещении спектра эмоционального реагирования в сторону одного из полюсов: у человека на протяжении длительного времени доминируют либо эмоции положительной модальности (маниакальное, гипертимическое состояние), либо эмоции отрицательной модальности (депрессивное, гипотимическое состояние).

У человека, находящегося в маниакальном состоянии, постоянно радостное, приподнятое настроение.

Он переживает прилив душевных и физических сил. Радостное чувство сопровождается возбуждением, повышенной активностью, отсутствием чувства усталости, что окружающими квалифицируется как "заразительное веселье".

Вместе с тем в других вариантах радостное настроение может сочетаться с постоянными упреками в адрес окружающих, повышенной раздражительностью и гневливостью. В качестве самостоятельной разновидности гипертимического состояния рассматривается эйфория.

Если для маниакального состояния характерна заразительная веселость, то эйфории присущи благодушие, беспечность, переживание тихой радости, довольства, снижение самокритичности.

При гипотимии, в депрессивном состоянии, напротив, доминирует угнетенное, подавленное настроение. Человек испытывает "тяжесть на душе", переживает неизбывное душевное страдание, захвачен чувством бесперспективности существования, безнадежности своего положения, все окружающее видит в мрачных тонах, не доступен положительным эмоциям.

Страницы: 1 2 3


Разработка стратегии исследования совместной деятельности
Как отечественные, так и зарубежные психологи ставят три основных вопроса при изучении роли совместной деятельности в психическом развитии ребенка. Первое - что происходит с более умным сверстником в ситуации сотрудничества со сверстником меньшего культурного уровня развития, второе - как выстроить ситуацию, при которой способ решения з ...

Мистическая.
Люди, склонные к мистике, считают, что персоны, не разорвавшие "кармический узел" в предыдущей жизни, обязательно встретятся в новой и узнают друг друга. Это могут быть, например, влюбленные, разлученные когда-то. Или, наоборот, враги, которые не простили друг друга. В новой жизни они сталкиваются и продолжают прерванный диало ...

Жесты, направленные в сторону лица
Так как именно мимика и жестикуляция обладают наибольшей силой выразительности, нет ничего удивительного в том, что комбинация тех и других сигналов может быть весьма информативна. Так, например, может быть весьма интересным движение руки ко рту. Некоторые люди во время разговора часто прикрывают свой рот рукой. Благодаря этому они, во- ...