История происхождения психолого-педагогической антропологииСтраница 2
Интеграция знаний о человеке как образовании целостном, о его жизни в гармонии с собой и окружающим миром, обретении способности к пониманию самого себя и путей самосовершенствования и пониманию каждого конкретного ребенка должны стать целью современной психолого-педагогической антропологии как учебной дисциплины. Достижения поставленной цели лежит в решении нескольких задач: введение обучаемых в современную научную дискуссию о человеке как целостном образовании, о его психики, о развитии личности и целостном проживании собственной жизни, раскрытие психологических проблем относительно познания самого себе и другого человека, отработка умений и навыков самопознания, самопознания, самосовершенствования обучаемых.
Существует необходимость создания особой дисциплины, изучающей психологию человека в ее специфике, ориентированной на понимание его субъективного мира, который и должен стать предметом нового направления – психологической антропологии. Освоение такой дисциплины должно дать возможность понимания реального индивида в различных жизненных ситуациях, и совместной деятельности.
Основная цель курса в том, чтобы дать студенту целостное знание о человеке на основе самопознания.
Педагогическая антропология представляет собой систему антропологически ориентированных наук об образовании, где психология является главной составной частью. Следовательно, психологическое образование педагога должно быть профессионально ориентированным.
Педагогическая антропология как учебная дисциплина в системе высшего образования стала разрабатываться в России параллельно с возрождением педагогической антропологии как самостоятельной области знания в начале 90-х гг.
При всем многообразии подходов, все учебные курсы педагогической антропологии, с одной стороны, ориентированы на реализацию тезиса К. Д. Ушинского, согласно которому воспитать человека во всех отношениях можно только изучив его во всех отношениях.
Педагогическая антропология как отрасль научного знания находится в стадии разработки и дисциплинарного оформления.
Воспиатние человека невозможно без постижения его сущности, без понимания его природы. Изучение человека как воспитателя и воспитуемого, как субъекта образовательной деятельности, - основная функция педагогической антропологии – области человекознания, находящейся в настоящей момент в процессе обретения дисциплинарного статуса, разработки методологии, теории, содержания, дифференциации основных направлений исследований.
Педагогическая антропология в ясном виде существует в России с последней трети ХIХ в. Каждый период ее развития привносил новые подходы к ее интерпретации. Впервые термин «педагогическая антропология» был употреблен в 1868 г. К. Д. Ушинским, который в своем труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» открыто заявил, что в основе воспитания человека должно лежать целостное человекознание, что педагогика как наука невозможна без изучения человека во всех отношениях. К. Д. Ушинский не считал педагогическую антропологию самостоятельной наукой, синтезирующей знания о человеке. Он видел в своей педагогической антропологии методологическое основание педагогики, синтезирующее и систематизирующее знание о человеке и вооружающее этими знаниями педагогику.
Педагогическая антропология помогает расширить образовательные возможности каждой личности, помогает человеку осознать свою уникальность, ориентирует педагогику на построение индивидуальной траектории образования для каждого человека.
К началу семидесятых годов психологическая антропология забрела, казалось бы, в полный тупик. Проблема состояла в том, что культурное и психологическое оказалось невозможно изучать в неразрывном единстве. Если вычесть постмодернистскую критику, которая была скорее публицистикой, беллетристикой, но не наукой, то антропология раскололась на две составляющие: символическую антропологию и когнитивную антропологию. Первая принялась изучать культуру как систему значений, не интересуясь тем, как эти значения отражаются в сознании индивидов, то есть, поставив между культурой и психологией непроницаемый барьер и отказавшись рассматривать какие либо психологические проявления в рамках науки антропологии. При этом было принято считать, что психология не проявляет ни малейшего интереса к антропологическим исследованиям.
Такое впечатление имело под собой основание и антропологи прикладывали титанические усилия для того, чтобы разбить эту стену непонимания и заинтересовать психологов своими исследованиями. Но правдой является и то, что сама психология переживает острый кризис и независимо от антропологии обращается, в поисках выхода, к тем казавшимся ранее периферийными отраслям психологии, которые изначально признавали, что культура в той же мере является источником психологического, как и биология. Это направление вылилось в культурную психологию, которую начиная с девяностых годов можно рассматривать как составную часть психологической антропологии.
Желание знать и понимать
Маслоу полагает, что одной из характеристик душевного здоровья является любознательность. ...
Социально-психологический тренинг, как средство формирование
психологической устойчивости сотрудников силовых структур в условиях кризиса и
экстремальных ситуаций
Формирование психологической устойчивости и умения владеть собой в кризисных и экстремальных ситуациях предполагает выработку определенных качеств личности, таких как ответственность, стойкость к неудачам, склонность и устойчивость к риску, самообладание, выдержку. Сотрудник должен владеть приемами самоконтроля поведения, управлять свои ...
Изучение уровня психологического благополучия личности в семье
"Образовательная политика нашего государства несколько предшествующих десятилетий преследовала важные, но лишь общие цели реформы образования. Вопросы качества обучения и воспитания оставались за бортом, проблемам развития мышления и личности детей и молодежи не придавалось особого значения. В системе образования идея равенства и с ...