Развитие детей с отклонениями психического развития в онтогенезеСтраница 1
В динамике психического развития детей больных олигофренией, признаки эмоционального и интеллектуального недоразвития выступают на каждом возрастном этане. Степень их выраженности пропорциональна глубине поражения мозга.
При большой тяжести органического поражения нервной системы формирование сложных психических функций может не развернуться вообще. В этом случае психический онтогенез ограничивается самыми ранними этапами развития.
При негрубых степенях олигофрении также заметно отставание сроков становления и развития психики. На первом году жизни замедленно формируются персептивные функции: реакции на свет, звук, игрушки, «комплекс оживления» на лицо матери, других близких. Характерна задержка развития моторных навыков (удерживание головы, хватание предметов, сидение, стояние, ходьба). В возрасте 2-3 лет особенно очевидно выраженное запаздывание развития навыков самообслуживания; отчетливо проявляется недоразвитие речи.
В дошкольном возрасте уже отчетливо выступает недостаточность интеллектуального развития в целом. У детей отсутствует любознательность, пытливость, проявляется слабость познавательной мотивации. При подготовке к школе обнаруживаются затруднения в освоении начальных элементов чтения и счета.
В дошкольном возрасте игровая деятельность детей, страдающих олигофренией, задерживается на стадии простого манипулирования, элементарных подражательных стереотипов. В такой игре заметно отсутствие инициативности, творчества. Недопонимание условий ролевой игры, затрудняя общение со сверстниками, усугубляет дефицит интеллектуального развития.
Проведенное В.В. Лебединским и его сотрудниками (1985) сравнительное исследование игровой деятельности у здоровых детей и больных олигофренией показало, что если в норме предметные игровые действия достигают значительной сложности в возрасте между 3 и 4 годами, то у детей, страдающих олигофренией, уровень развития предметных игровых действий в возрасте 7-8 лет приближается к уровню игры здоровых детей 3-4 лет. В то время как у здоровых детей в 7-8 лет формируется новая ведущая деятельность - учение, у детей с олигофренией формируются зачатки ролевой игры. Таким образом, при олигофрении наблюдается замедленное развитие игровой деятельности. Запаздывание в формировании одних психических новообразований ведет к недоразвитию других.
В подростковом возрасте особенности развития детей с олигофренией зависят от формы болезни. Так, при осложненных формах олигофрении неврозоподобные, психопатоподобные, эпилептиформные, церебрастенические и апатико-адинамические нарушения резко затрудняют адаптацию в учебе и межличностных отношениях.
Динамика развития психики при задержке психического развития существенно отлична от динамики олигофрении. Несмотря на замедленное психическое развитие, эпизодические явления регресса (появление энуреза, усиление инфантильности в поведении и т.д.), нередко возникающие под влиянием неблагоприятных факторов (инфекции, психические травмы), несмотря на наличие энцефалопатических расстройств и дефицитарности отдельных корковых функций, при правильном обучении эти дети постепенно преодолевают задержку общего психического развития, усваивая знания и навыки, необходимые для нормальной адаптации
При этом следует учитывать, что черты эмоциональной незрелости в виде органического инфантилизма могут сохраняться длительное время и в неблагоприятных условиях жизни способствовать формированию асоциальных форм поведения.
В отличие от задержки психического развития, органическая деменция, связанная со значительно большей грубостью поражения мозга, характеризуется разлаженностью деятельности, личностным распадом, грубой некритичностью и большой тяжестью выпадения отдельных функций. Динамика задержки психического развития, как указывалось, благоприятна и содержит возможности социальной адаптации. При органической же деменции возможности психического развития резко ограничены.
Раннее начало заболевания (в 2 - 3 года) имеет отрицательное значение, потому что влечет более выраженную опасность недоразвития онтогенетически наиболее молодых мозговых структур. В этих случаях неумение устанавливать объективные связи явлений, низкий уровень суждений нередко выходят на первый план.
При начале заболевания в старшем дошкольном возрасте наиболее демонстративно разрушение либо обеднение игровой деятельности, ее стереотипность, однообразие. Приобретенные навыки страдают меньше, но все же имеется их определенный регресс. При заболевании в младшем школьном возрасте, как правило, сохраняются речь (при отсутствии локальных нарушений), навыки самообслуживания и даже элементарные учебные навыки. Запас знаний и представлений может быть значительно больше, чем при олигофрении. Но резко снижаются интеллектуальная работоспособность и учебная деятельность в целом, теряются школьные интересы, нарушается целенаправленность.
По типу контактов с респондентом
· Очное (в присутствии исследователя-анкетёра)
· Заочное (анкетёр отсутствует)
o Рассылка анкет по почте
o Публикация анкет в прессе
o Публикация анкет в интернете
o Вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д. [1, 42 с.] ...
Представление
Представление – это образ ранее воспринятого предмета. Представления характеризуются содержанием. Содержание представлений выступает в виде образов определенных людей, событий, предметов.
Мир представлений человека может характеризоваться и их запасом, объемом. Это количественная характеристика, раскрывающая широту знакомств с действит ...
Позновательно-прогностическая подструктура профессиональной деятельности
юриста.
В познавательную деятельность юриста входит расследование преступлений и выявление их причин, разрешение споров в судах и многое другое. В процессе своей деятельности юрист постоянно должен вести умственную работу: прогнозировать те или иные последствия по делу, его исход, искать наилучшие варианты защиты своего клиента, чётко определят ...