Система ориентаций старшеклассников
Страница 1

К юношескому возрасту выстраивается определенная система ценностей, на основании которых они начинают более или менее реально оценивать свои жизненные перспективы. В ориентациях на те или иные ценности находят выражение основные жизненные принципы человека, мировоззренческая и нравственная направленность его интересов, помыслов, побуждений.

Ценности непосредственным образом связаны с основополагающими представлениями человека о смысле жизни и ее цели. От его системы ценностей по существу зависит - какие средства будут избраны им для достижения общих и частных целей. Ценности образуют и систему отсчета для самооценки человеком своих действий, поступков, намерений, выбора способов самореализации личности.

Появление направленности в будущее обусловлено в первую очередь ситуацией скорого окончания школы, когда юноша впервые становится перед сознательным выбором жизненного пути. С другой стороны этот возраст характеризуется бурным развитием процессов самосознания и самоопределения, становлением целостного образа «Я», который включает в себя составляющую «Я в будущем». Возможно, различия в построении подростками систем ценностей, зависит от направленности личности, от типа мотивации, смысловой оценки происходящего.

Возникает задача экспериментального исследования ведущей мотивации и ценностно-смысловой ориентации с учетом важности и доступности для подростка различного типа ценностей.

Цель: выявить взаимосвязь ведущей мотивации учебной деятельности с характером осознания ценностей как желаемых и доступных.

Выборка: ученики 10-11 классов в возрасте 16-17 лет. Всего в исследовании приняли участие 67 человек, из них 35 мальчиков и 32 девушки.

Методики: методика Семантического дифференциала Ч.Осгуда (в адаптации В.Ф.Петренко, М.Рокич (в адаптации Е.Б.Фанталовой), методика неоконченных предложений А.Д.Андреевой.

Результаты: В результате исследования выяснилось, что в целом значимость таких общечеловеческих ценностей, как «Здоровье», «Счастливая семейная жизнь», «Любовь», оценивается подростками выше, чем учебных («Глубокие и прочные знания», «Самосовершенствование в учебе»). Большинство подростков, независимо от типа мотивации, испытывают внутренний вакуум в сферах «Активная жизнь», «Интересный разговор», «Красота природы и искусства», «Творчество» и «Получение удовольствия». Особый интерес вызывает сфера учебной деятельности и ценности с ней связанные, так как, с нашей точки зрения, это является важным показателем дальнейшего благополучного или неблагополучного развития личности старшеклассника.

Наиболее благополучным с точки зрения развития личности старшеклассника является тип мотивации, связанный с достижением (потребность в самосовершенствовании и преодолении препятствий). Подростки данного типа имеют наименьшее количество внутренних конфликтов и вакуумов, что указывает на согласованность значимых и доступных сфер жизни. Также там отсутствует противоречие между ценностью и доступностью важных в настоящий момент для учеников сфер жизни, связанных с учебно-познавательной деятельностью, что является фактом, способствующим благополучному развитию личности.

Для группы с учебно-познавательной мотивацией наивысшие места по рангам занимают ценности «счастливая семейная жизнь», «наличие хороших и верных друзей», «здоровье», «любовь» с выраженным конфликтом. Ценности «глубокие и прочные знания», «успешная учеба», «уверенность в себе» занимают средние позиции и хорошо согласованы.

Страницы: 1 2


Виды опросов
· Анкетирование · Личностные тесты · Интервью. ...

Эмоционально-личностное общение в период новорожденности
Младенчество – период жизни ребенка между его рождением и достижением годовалого возраста. В младенческом возрасте выделяют 3 этапа: Новорожденность (первый месяц жизни) – возрастной период от рождения до четырех–шестинедельного возраста, в ходе которого происходит первичная адаптация ребенка к внешнему миру. Начало данного периода озн ...

Основные категории общения и их характеристика
Прежде, чем проанализировать вопрос категорий общения и их характеристики, необходимо ответить на вопрос — что такое общение? Одно из определений межличностного общения гласит, что общение — это процесс взаимодействия по крайней мере двух лиц, направленный на взаимное познание, на установление и развитие взаимоотношений, оказание взаим ...