Исследование потребностей студентов вузаСтраница 1
Потребности являются значимым фактором развития личности, отдельных социальных групп и общества в целом. Их изучение актуально как в научно-теоретическом, так и в практическом смысле. Новые требования к личности в условиях информационной эпохи превращают проблему исследования потребностей в одну из наиболее актуальных, поскольку их структура и характер являются индикатором уровня готовности личности и общества к важным социальным трансформациям.
Бесспорно, актуальным является исследование потребностей студентов высшей школы. Собственно потребности именно этой социальной общности являются показателем путей дальнейшего развития образования, социально-экономической и социокультурной сфер общества. Исследование потребностей в процессе обучения в вузе позволяет проанализировать субъективные факторы, обусловливающие деятельность личности студента, описать характер ее образовательной активности, отследить формирование механизмов, регулирующих процессы функционирования и развития личности студента, как в сфере образования, так и за ее пределами.
Методологической базой анализа указанной проблемы является теория потребностей, которая разработана и представлена в трудах таких авторов как Б. Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович, В.Н. Мясищев, А.Г. Здравомыслов, Н.В. Иванчук, Н.С. Кузнецов, Н.Н. Михайлов, А.В. Маргулис, А. Маслоу и др. Изучение потребностей в сфере образования предполагает анализ общетеоретических проблем образования, которые раскрываются в работах К.А. Абульхановой-Славской, Л.А. Беляевой, Б.М. Бим-Бада, А.А. Бодалева, Л.И. Божович, Б.С. Гершунского, С.И. Гессена, А.С. Запесоцкого, Г.П. Зинченко, И.С. Кона, В.С. Леднева, В.Д. Семенова и др.
В связи с актуальностью изучения указанной проблемы, одно из направлений нашего комплексного исследования было посвящено выявлению доминирующих потребностей студентов вуза. В исследовании, которое проводилось в середине второго семестра учебного года (2007 г.), приняли участие 263 студента 1 (84 чел.), 3 (85 чел.) и 5 (94 чел.) курсов Северо-Осетинского государственного университета.
Так, для студентов 1, 3 и 5 курсов в количестве 19%, 20% и 25,5% соответственно доминирующей является «материальная потребность». На этапе окончания профессионального обучения студентам 5 курса особенно важно быть финансово независимыми и самостоятельно обеспечивать себя.
У студентов указанных курсов в количестве 10,7%, 15,3% и 13,8% соответственно доминирует «потребность в безопасности». Как видим, данная потребность наиболее актуальна для студентов 3 и 5 курсов. Это может быть связано: с переживанием кризиса в связи с выбором специализации и переоценкой выбранного профессионального пути у студентов 3 курса; с переживанием кризиса, когда появляются сомнения в своей профессиональной готовности, в неопределенности профессионального поля реализации себя, страх перед новой ролью у студентов 5 курса. В целом же по выборке такие показатели можно объяснить озабоченностью вопросами будущего в профессиональном и личностном отношении, в связи с трудным социально-экономическим положением в республике, а так же с неспокойной ситуацией в регионе, что приводит к неопределенности, отсутствию уверенности в завтрашнем дне.
Дихотомия
Конструкционная система человека состоит из ограниченного количества дихотомических конструкций.
Данное следствие затрагивает ключевую особенность конструкта, а именно: оно предполагает разделение всего на черное и белое, которое не допускает никаких промежуточных оттенков серого. Келли считал, что этот конструкт его теории чаще всего ...
Возможности общения без слов
Общаясь между собой, мы обмениваемся не только словами, мы также обмениваемся информацией, которая проходит мимо нашего сознания, однако оказывает большое влияние на наше настроение, на наши мысли и поступки. В психологии такой обмен информацией называют невербальным (несловесным).
Это интонация, с которой мы произносим те или иные ф ...
Организационная культура и мотивация персонала
Задача развития персонала решается более успешно, если мотивация сотрудников соответствует характеристикам организационной культуры (ОК), обеспечивающей сильные позиции компании в конкурентной среде бизнеса. Такое соответствие может достигаться в процедурах отбора персонала при целенаправленном учете мотивации кандидатов, а также при ис ...