Эффективность психотерапии - парадокс эквивалентности и его возможные трактовки
Страница 2

Материалы » Эффективность психотерапии - парадокс эквивалентности и его возможные трактовки

Но это преимущество можно объяснить, например, тем, что методы измерения эффективности фиксируют в первую очередь поведенческие изменения у пациентов, а не количество или качество инсайтов, пережитых ими в ходе терапии. Еще одно возможное объяснение: подавляющее большинство подобных исследований проводится психотерапевтами, которые придерживаются именно когнитивно-бихевиоральной ориентации, поэтому неудивительно, что результаты интерпретируются в пользу “родного” направления.

Как же можно объяснить “парадокс эквивалентности" - малую степень различий в эффективности столь отличающихся между собой психотерапевтических форм? Каковы возможные трактовки? Выделяют три альтернативных гипотезы:

различные психотерапии обеспечивают сходную эффективность посредством различных психотерапевтических процессов;

различная эффективность психотерапевтических методов действительно имеет место, однако эти эффективные воздействия на разные аспекты внутреннего мира человека, его психики остаются незафиксированными, поскольку у нас пока нет достаточно дифференцированных психодиагностических средств и адекватных исследовательских стратегий, чтобы уловить эти различия;

различные терапии включают в себя определенные общие для всех компоненты, оказывающие лечебное воздействие, хотя и не занимают центрального места в присущем данной школе теоретическом обосновании психотерапевтического изменения.

В настоящее время ни одну из этих трех гипотез невозможно полностью ни доказать, ни опровергнуть. Пожалуй, наибольшее число сторонников собрала третья альтернатива, предполагающая наличие общих факторов, присущих всякому психотерапевтическому подходу.

К ним, в первую очередь, относятся: теплота и поддержка; внимание к пациенту; надежность психотерапевта; некоторая доля суггестии; ожидание улучшения и запрос на улучшение.

Среди общих факторов наиболее исследованы так называемые “необходимые и достаточные условия" личностного изменения пациента, выявленные в рамках клиент-центрированного подхода: эмпатия, позитивное отношение, ненавязчивая теплота и конгруэнтность (подлинность) психотерапевта.

Практически все школы психотерапии признают, что данные характеристики отношения терапевта к пациенту эффективного лечения и являются также фундаментальными в построении терапевтического альянса.

М. Лэмберт и А. Бергин предлагают следующий перечень общих факторов, сгруппированных в три категории (поддержка, научение, действие), связанных с успешным исходом психотерапии (см. таблицу):

Таблица 1.

Факторы, обусловливающие успешность психотерапии.

Поддержка

Научение

Действие

Катарсис

Идентификация с психотерапевтом

Уменьшение социальной изоляции

Позитивные отношения

Снятие напряжения

Терапевтический альянс во взаимодействии

Компетентность психотерапевта

Теплота, уважение, принятие, эмпатия, аутентичность терапевта

Доверие

Информация

Аффективные переживания

Принятие проблематичного опыта

Изменения ожиданий относительно собственной эффективности

Когнитивное научение

Корректирующий эмоциональный опыт

Исследование внутренних фреймов

Обратная связь

Инсайт

Принципы

Поведенческая регуляция

Когнитивное совладание

Совладание со страхом

Принятие риска

Подражание

Упражнение

Тестирование реальности

Опыт переживания

Активное участие успеха

Проработка

В последнее время все более очевидно, что определенные личностные качества пациента играют существенную роль в формировании терапевтических отношений и влияют на исход терапии.

“Переменными” клиента считаются организация его Эго, зрелось, мотивация, способность активно включиться в предлагаемый межличностный процесс.

В последние годы проявляется тенденция не столько к сопоставлению эффективности различных психотерапевтических направлений в целом, сколько к рассмотрению возможного воздействия конкретной терапевтической техники на конкретное психическое нарушение независимо от исходного общетеоретического направления.

В результате этих исследований, с одной стороны, подтверждается ведущая роль “неспецифичных” компонентов психотерапии; а с другой - удается обнаружить некоторые специфичные факторы.

Например, в случае лечения депрессии в контексте когнитивно-бихевиорального направления важным моментом является новый способ описания проблемы, предлагаемый терапевтом, а также постоянная “обратная связь" от терапевта к пациенту относительно продвижения последнего.

В исследованиях с применением плацебо обнаружено, что самочувствие пациентов, получивших плацебо, улучшается в большей степени, чем лиц из контрольной группы, не получивших никакой терапии, но те, кто прошел психотерапию, демонстрируют еще большее улучшение своего состояния.

Страницы: 1 2 3


Проблемы и возможности развития рефлексии при подготовке психолога
Мысль, что подготовка психолога – как специфическая форма профессионального образования, требует внедрения в практику обучения активных технологий, целенаправленно формирующих все компоненты профессиональной компетентности, не нова. Исследователи отмечают, тем не менее, противоречия между высокими социальными ожиданиями и слабой подгото ...

Изучение представлений о любви в юношеском возрасте
Проблема любви – проблема вечная и всегда актуальная. Необходимость изучения любви определяется тем, что она приобретает особый смысл в юношеском возрасте. При этом житейские представления о любви часто не совпадают с сущностью этого явления, часто отличаются от его трактовки с точки зрения науки. Однако и научные исследования любви нес ...

Обследование у дошкольников звуковой стороны речи
Прежде чем начать обследование звуковой стороны речи у дошкольников (звукопроизношение), необходимо рассмотреть ее специфику: 1) Следует разграничить патологические нарушения от физиологических трудностей, связанных с возрастными особенностями формирования звуковой системы русского языка. 2) При обследовании речи ребенка раннего возра ...