Изучение представлений о любви в юношеском возрасте
Страница 1

Материалы » Психология альтруизма и жизненного успеха » Изучение представлений о любви в юношеском возрасте

Проблема любви – проблема вечная и всегда актуальная. Необходимость изучения любви определяется тем, что она приобретает особый смысл в юношеском возрасте. При этом житейские представления о любви часто не совпадают с сущностью этого явления, часто отличаются от его трактовки с точки зрения науки. Однако и научные исследования любви несколько эклектичны и мало представлены в психологии. Поэтому решение поставленной проблемы является актуальной задачей психологии.

Методологической основой исследования являются теории К.Э. Изарда, описывающего любовь как фундаментальное чувство, которое включает паттерн эмоций, драйвов и когнитивных процессов; Эверилла, понимающего любовь как комплексное явление, имеющее психологические, социальные, биологические и другие компоненты; П. В. Симонова сводящего любовь к потребности, сформированной влияниями социальной среды, этикой и мировоззрениями общества; С. В. Петрушина рассматривающего любовь как способность.

В работе использовались методы анализа теоретических источников по поставленной проблеме, эмпирическое исследование с помощью ассоциативного эксперимента, семантического дифференциала, контент-анализа, метода незаконченных предложений, рисуночной методики «Нарисуй любовь», анкетирования.

В результате анализа теоретических источников было выяснено, что существует множество определений любви. На основе разбора взглядов различных исследователей нами было сформулировано следующее определение любви: любовь - это комплексное явление, сформированное под влиянием биологических и социальных факторов, которое включает набор характеристик, относящихся к эмоциональной, когнитивной и мотивационно-потребностной сферам психики, и проявляется в определенном поведении по отношению к объекту любви.

Исходя из изучения развития любви в онтогенезе, можно сделать вывод о том, что наиболее полно любовь как комплексное явление раскрывается в юношеском возрасте, поскольку на данном этапе наивысшего уровня достигает психическое развитие, полностью формируются ценности человека, его мировоззрение, он усваивает приемлемые паттерны поведения в обществе. Кроме этого, юность является периодом эмоциональной сензитивности: в этот период интенсивно реализуются все те потенции эмоциональности человека, которые заложены в его натуре. Именно это и обусловливает особую значимость любви для юноши.

Эмпирическое исследование проводилось в несколько этапов. На первом этапе нами были намечены методы изучения проблемы, исходя из их соответствия задачам исследования и методологической основе.

На втором этапе в исследование было включено четыре из выбранных методов: ассоциативный метод, метод незаконченных предложений, анкетирование с помощью опросного листа Н.Ю. Рыжовой, проективная методика «Нарисуй любовь». С их помощью мы получили данные о протекании ассоциаций со словом «любовь», особенностях восприятии любви студентами.

На третьем этапе выделялись наиболее часто встречающиеся ассоциации, по результатам их анализа был составлен список из 63 понятий, расположенных в случайном порядке, необходимый для дальнейших исследований.

На четвертом этапе было проведено исследование с помощью метода семантического дифференциала, в результате которого были получены числовые данные, отражающие близость выделенных понятий к понятию любви.

На пятом этапе проводился суммарный подсчет и анализ результатов исследования, контент-анализ данных, полученных в процессе изучения особенностей представлений о любви с использованием метода незаконченных предложений.

Исследование проводилось на базе факультета психологии Владимирского Государственного Гуманитарного Университета. В нем приняли участие студенты 1-4 курсов: юноши и девушки в возрасте 17-23 лет, всего 81 человек.

В практическом исследовании на основе теоретического анализа и эмпирического исследования была представлена структура любви, включающая эмоциональный, когнитивный, поведенческий, мотивационно-потребностный, ценностный и физиологический компоненты. Кроме этого, было выяснено, что при работе с методиками, требующими количественной оценки определенных категорий, испытуемые описывают «идеальную» любовь, причем в более близкие к любви понятия включаются наиболее желательные атрибуты любви, а нежелательные, оказывающие негативное влияние на человека, попадают в категорию слабосвязанных и отвергаемых.

Страницы: 1 2


Воображение и мышление
Воображение – это процесс создания и функционирования новых образов на основе материалов прошлых восприятий. Строительным материалом для воображения выступают представления. От качества представлений человека зависят его творческие возможности. Сам процесс воображения заключается в реконструкции представлений путем оттенения и усугубле ...

Аутогенная тренировка Шульца
В 1932 году немецкий психиатр Йоган Шульц предложил авторский метод саморегуляции, который он назвал аутогенной тренировкой. В основу своего метода Шульц положил свои наблюдения над людьми, которые впадали в трансовые состояния. Кое-что Шульц заимствовал у йогов, а также из работ Вогта, Куэ, Джекобсона. Шульц считал (а большинство «спец ...

Основные направления специальной педагогики
1. Научно-теоретическая разработка основ коррекционно-педагогической работы; 2. Совершенствование психолого-педагогического изучения лиц с отклонениями в развитии; 3. отбор оптимальных форм и содержания коррекционно-педагогической работы; 4. Совершенствование системы подготовки специалистов для коррекционно-педагогической работы; 5. ...