Морально-нравственные характеристики управленца
Страница 1

Материалы » Проблема управления и социальной адаптации молодых сотрудников » Морально-нравственные характеристики управленца

Деловая этика, или этика бизнеса, сравнительно недавно получила место в системе российского образования. Но учебных пособий по данной дисциплине и отечественных разработок и недостаточно, и они слабо отвечают требованиям практического характера. В настоящее время наблюдается стабильный рост интереса не только деловых кругов, но и науки, как академической, так и прикладной, к проблемам психологии и этики бизнеса, соотношению бизнеса и морали. В частности, в большинстве ведущих университетов США регулярно читаются курсы по таким дисциплинам, возросло количество публикаций по этике международного бизнеса, чему немало способствует глобализация.

По мнению Синягина Ю.В., одним из важнейших отличий между российской и западной системами управления является идентификация личности и должности в России на уровне любого чиновника (когда чиновник легко встраивается в «кресло»). Поскольку взаимодействие чиновничества и бизнеса весьма тесное, постепенно происходит взаимопроникновение подобных норм делового поведения, которые становятся почти универсальными для управленцев в сфере бизнеса и экономики.

В отечественной психологии вопросы этического поведения руководителя представлены в ряде работ (Никифоров Г.С., Базаров Т.Ю., Пономарев Л.Н., Шипунов В.Г., Кричевский Р.Л.).

Говоря о психологической субъективности делового человека – нравственных принципах, которыми он руководствуется в своей работе – можно выделить два их вида: принцип «все дозволено» (по классификации Р.Андерсона и П.Шихерова такой предприниматель называется «акула») и принципы «не укради», «доброе имя дороже» («дельфин»).

В настоящее время в деловых кругах развитых стран уже становится правилом принцип «быть честным выгоднее», как вследствие морального развития самих бизнесменов, так и под давлением изменившихся условий ведения дела. Применение неэтичных средств ведения бизнеса часто становится чревато потерей кредита доверия, а вместе с ним денежного кредита, либо, например, возможности отсрочки платежа.

Для бизнеса естественна ведущая роль экономического обоснования принимаемых решений, но это не значит, что этика препятствует экономической выгоде. Основная идея, которую сейчас развивает большинство руководителей в возрасте 30 лет: можно поступиться частью прибыли ради принципов, но нельзя поступиться всей прибылью. Менеджеры зачастую напрасно считают этику «неприбыльной», ведь при разработке оптимального решения важно, чтобы этические соображения усиливали действие экономического или другого фактора, или чтобы другие факторы усиливали их действие.

Быстрый успех благодаря отмыванию денег, обману вкладчиков, уклонению от налогов – это все достижения вчерашнего дня. Этические факторы принятия решений получат качественное развитие от признания необходимости их учета к конкретным методикам и способам задействования этических требований в стандартном процессе принятия бизнес-решений. Информация о репутации компании в деловом мире распространяется очень быстро, и мало кто хочет добровольно становиться членом группы с низким уровнем развития этики, поэтому текучесть кадров в таких компаниях значительно выше. Низкая этика по отношению к подчиненным лишает руководителя важного инструмента управления – доверия. Современный бизнес, основанный на высокоинтеллектуальном, творческом труде, не делается из-под палки, а требует наличия энтузиазма, навыков, инициативы, подразумевает ориентацию всех членов группы на перспективу, обеспечиваемую наличием устоявшихся норм на всех уровнях внутригрупповой культуры. Без этого такая группа становится неконкурентоспособной.

Страницы: 1 2


Анализ учебной мотивации и психологического благополучия подростков как факторов образовательной среды
До недавних пор считалось, что в нашей стране одна из самых лучших систем образования. В начале нового тысячелетия было проведено международное исследование, направленное на измерение уровня знаний и умений учеников 10-х классов по разным учебным дисциплинам в различных странах мира, в число которых вошла и Россия (проект PISA). По всем ...

Подготовьтесь к контакту
Если мы подготовлены к контакту, шансы на успех значительно повышаются. Однако подготовиться - вовсе не значит вызубрить наизусть текст. Подготовиться к контакту - научиться действовать так, чтобы в результате переговоров достигнуть намеченной цели или, по меньшей мере, к ней приблизиться. Перед началом контактов задайте себе вопрос: ...

Эмоциональный интеллект: модель и проблемы диагностики
Д. Гоулмен выделяет в ЭИ два измерения – «Я–Другие», «Опознание–Регуляция», сочетание которых дает четыре сферы ЭИ: 1) самосознание «Я–Опознание» (эмоциональное самосознание, точная самооценка, уверенность в себе); 2) самоконтроль «Я–Регуляция» (обуздание эмоций, открытость, адаптивность, воля к победе, инициативность, оптимизм); 3) соц ...