Определение психологии как науки
Страница 1

Различное содержание понятий “душа” и “психика” требует детального рассмотрения вопроса о том, что же представляет собой психология как наука и что же является предметом ее изучения. Прежде всего психология занимается изучением субъективного духовного мира человека, а также неосознаваемых психических явлений. Первоначально изучение психики было связано с описанием.

Описательный период в развитии всех наук имел огромное значение. Особенно это относится к психологии, так как объектом этой науки являются внутренние, субъективные явления, которые были представлены самому человеку. Однако это обстоятельство в дальнейшем явилось одним из препятствий в развитии самой науки, так как представлены человеку только высшие психические процессы, связанные с функционированием сознания. Бессознательные формы психики, присущие человеку и животным, оказались вне поля зрения науки.

Описание является необходимым, но не единственным назначением науки. "Главная задача науки - объяснить сущность изучаемых явлений, открыть закономерности их возникновения и функционирования. Для психологии эта задача была более трудной, чем для других наук в силу субъективного подхода к изучению психики". [8, С.23] Объективный подход требовал применения экспериментальных методов, использования разнообразных приборов и аппаратов, которые дали бы возможность получить достоверные данные о связях психики с другими явлениями.

С этой задачей могла справиться только современная психология, открывшая многие закономерности в психической деятельности человека и животных.

Прежде всего были изучены общие закономерности, которые дали возможность понять зависимость психики от условий существования животных и человека. Наряду с общими закономерностями психология ставит задачу изучить возрастные и индивидуальные закономерности психического развития человека.

Наконец, познание психики человека невозможно без изучения механизмов, на основе которых происходит ее функционирование.

Вопрос о механизме психики – это, прежде всего вопрос о ее связи с телесной организацией человека, или, иначе - это вопрос о соотношении души и тела. Люди давно заметили, что состояние тела оказывает влияние на психику человека. Недаром существует выражение: “В доровом теле - здоровый дух”. В то же время имеет место и обратное явление, когда психика мобилизует все ресурсы на поддержание жизнедеятельности организма.

Для того, чтобы понять эти связи, необходимо рассмотреть три вида механизмов. Прежде всего существуют телесные механизмы, далее имеются физиологические механизмы и, наконец, существуют чисто психологические механизмы. Телесные механизмы связаны с функционированием различных частей тела и прежде всего с деятельностью органов чувств и органов движений. Ведущими органами в этом отношении являются зрение и рука. Глаза, отражая предмет, с которым манипулирует рука, а также движения самой руки, управляют предметными действиями человека.

Но и сама рука несет определенную психологическую нагрузку. Нередко мы говорим: “Нежные, ласковые руки матери”, “выразительные руки артиста” и т.п. Вот как описывает Л. Кассиль в рассказе “У классной доски” руки учительницы. “Про учительницу Ксению Андреевну Карташеву говорили, что у нее руки поют. Движения у нее были мягкие, неторопливые, округлые, и, когда она объясняла урок в классе, ребята следили за каждым мановением руки учительницы, и рука пела, рука объясняла все, что оставалось непонятным в словах”.

Физиологические механизмы связаны с деятельностью нервной системы, и прежде всего, функционированием головного мозга. “Думай головой, шевели мозгами” - часто говорим мы.

Существуют и чисто психологические механизмы. Например, механизмы взаимодействия ощущений, механизмы смысловой памяти, механизмы воссоздающего воображения и т.д.

Все эти механизмы связаны между собой и функционируют в единстве. Но прежде всего бросается в глаза связь между психикой и телесными механизмами.

Страницы: 1 2


Синдромы умственной отсталости с неуточненным типом наследования
В настоящее время имеется целая группа генетических синдромов, включающих умственную отсталость в сочетании с сенсорными, двигательными и другими множественными пороками развития, тип наследования которых до сих пор не ясен. Эти синдромы описаны как в зарубежной, так и в отечественной литературе. Одним из примеров подобных осложненных ...

Индивидуальные особенности памяти
Некоторые из особенностей памяти могут упрочиться и стать свойствами личности (свойствами памяти данного человека). Память у людей проявляется по-разному, отличается содержанием и объемом запечатленной и хранимой информации. Различия касаются также силы памяти, скорости запоминания и воспроизведения, прочности сохранения и точности восп ...

Общность
Психологические процессы одного человека подобны процессам другого в той мере, в какой он использует конструкцию опыта, схожую с конструкцией, используемой этим человеком. Это следствие имеет отношение к конструкции опыта, а не событий. Оно указывает на ту возможность, что два человека, которые могли столкнуться с совершенно несхожими ...