Психологическая служба дошкольного учрежденияСтраница 1
Я, Чепурных Ирина Алексеевна проходила практику на базе МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 9», расположенный г. Курск ул. Димитрова 73. Продолжительность учебно-ознакомительной практики с 25 октября по 14 ноября 2010 г.
Цельюучебной практики является знакомство с содержанием деятельности психологической службы дошкольного образовательного учреждения, проведение психологического исследования с целью изучения детей дошкольного образования.
Практика началась со знакомства с детским садом, с детьми, воспитателями и психологом.
Заведующая – Селюкова Анна Афанасьевна
Психолог – Блинкина Марина Викторовна
В детском саду функционирует 9 групп, и действуют следующие программы:
1. «Детство» под редакцией З.А. Михайловой, задачи которой:
- создание условий для полноценного физического и психического здоровья ребенка в детском саду, приобщение его к здоровому образу жизни;
- обеспечение максимальной активности детей в преобладающем самостоятельном познании;
- формирование доброжелательного, бережного отношения к миру, способности к сопереживанию.
2. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, задачи которой:
- охрана и укрепление здоровья детей, полноценное физическое развитие;
- всестороннее гармоничное воспитание и развитие детей;
- воспитание патриотических и интернациональных чувств;
- формирование у детей интереса к труду и потребности в трудовой деятельности;
- формирование нравственных чувств, навыков культуры поведения;
- воспитание любви к прекрасному.
Затем я познакомилась с системой психологической работы в детском саду по следующим направлениям:
1. Изучение организационного обеспечения психологического кабинета.
Кабинет психолога находится в стороне от помещений хозяйственного и бытового обслуживания, административного и медицинского блоков, а так же от залов музыкальных и физкультурных занятий. Помещение психологического кабинета, разделено на несколько «рабочих» зон психолога, которые соответствуют основным направлениям его работы в учреждении.
Первая зона - пространство взаимодействия с детьми. Оно обеспечивается средствами для предметно-дидактической, изобразительной, конструктивно-моделирующей, двигательно-моделирующей, двигательно-координационной, двигательно-релаксационной и имитационно-игровой деятельности. Вторая зона кабинета - пространство взаимодействий с взрослыми (родители, воспитатели, педагоги). Оно обеспечивается средствами для коммуникативной деятельности. Третья зона обеспечивается средствами интерпретационной и организационно-планирующей деятельностей психолога.
Таким образом, кабинет оборудован в соответствии со специальными требованиями к помещениям кабинета детского психолога, все зоны подчинены решению главной задачи: созданию условий для обеспечения психического здоровья детей.
2. Документы и методические материалы кабинета психолога:
- Нормативные документы РФ, краевого, городского управления образованием по психологической службе, краевого центра практической психологии образования.
- Журналы учета работы психолога.
- Функциональные обязанности психолога, составленные с учетом специфики МДОУ и утвержденные заведующей.
- График работы психолога, утвержденный заведующей МДОУ.
- Календарный план работы психолога на год по направлениям деятельности с учетом общей психолого-педагогической проблемы детского сада, согласованный с заведующей МДОУ.
- Перечень психологического инструментария, используемого психологом в работе.
- Психологические карты обследованных групп и воспитанников детского сада.
- Программы проведения занятий, факультативов, диагностической и коррекционной работы.
3. Знакомство с основными методами и направлениями работы психолога МДОУ:
- Психодиагностическая работа
- проведение в случае необходимости психологического обследования ребенка с целью определения хода его психического развития, соответствие развития возрастным нормативам;
- проведение психологической диагностики на определение психологической готовности к школе.
4. Составление плана работы на период практики:
o Ознакомление с детским учреждением, знакомство с воспитателями.
o Ознакомление с организацией работы психолога в МДОУ.
o Определение сферы деятельности в соответствие с возрастной группой.
o Знакомство с детьми, подготовка к наблюдению за детьми.
o Наблюдение за детьми в процессе деятельности.
o Подбор психодиагностического инструмента.
o Психологическая диагностика готовности ребенка к школе.
На следующем этапе практики проведена диагностическая работа по проведению психологической диагностики на определение психологической готовности к школе.
В большей части работ, посвященных изучению готовности ребенка к школе, выделяют три относительно самостоятельных аспекта: физический, специальный и психологический.
Психологическая готовность - самая обширная группа психических функций и механизмов, которая включает интеллектуальную, личностную и эмоционально-волевую ее формы.
Как помочь эмоциональным детям?
Эмоциональное развитие ребёнка начинается с первых мгновений беременности матери, и даже ещё раньше. Ведь хроническая усталость, семейные неурядицы и прочее уже подготовили «негативную почву» для эмоциональных проблем ребёнка. Процесс рождения, первые минуты, месяцы жизни определяют многое в эмоциональной сфере мальчика или девочки. И о ...
Проблемы валидности
Из вышесказанного следует, что не существует какого-либо единичного показателя, с помощью которого устанавливается валидность психологического теста. В отличие от показателей надёжности и дискриминативности, нельзя осуществить точные статистические расчёты, подтверждающие валидность методики. Тем не менее, разработчик должен представить ...
Классическая мнемотехника
Классическая мнемотехника - это первое направление мнемотехники в истории. Говорят, что мнемотехникой пользовались еще в древнем Египте и племена Майя обучали своих детей мнемотехнике - системе внутреннего письма. Однако письменных документов, подтверждающих это у нас нет. Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются 86 годом ...