Структурные компоненты профотбора
Страница 1

Проблема жизненных миров была и остается одной из актуальных проблем психологии XXI века. В этой связи эмпирическая часть нашего психологического исследования зиждется на выделении типа жизненного мира, присущего каждому индивиду. В рамках данной работы под экзистенциальным понятием «жизненный мир» мы будем понимать некоторую область реальности, в которой человеку свойственно самостоятельно осуществлять выбор, причем этот выбор связан с основными психологическими категориями, такими как смысложизненные ориентации, мотивационная сфера, потребности, самоопределение, ценности и т.д. На сегодняшний день существует множество отечественных классификаций жизненных миров, но мы остановились на типологии Ф.Е. Василюка. Психологом были выделены следующие типы жизненного пространства:

- гедонистический (инфантильный) жизненный мир (принцип удовольствия является центральным; характерен когнитивный и эмоциональный инфантилизм; паразитическое существование - мир гончаровского Обломова);

- реалистический жизненный мир (здесь личность фанатична, ей характерны: неистовость поведения, готовность ради достижения цели жертвовать всем);

- ценностный жизненный мир (определяется духовно-нравственными ценностями, основной принцип - личностный и профессиональный рост, непрерывное развитие и расширение потенциала);

- творческий жизненный мир (высшие ступени ценностного развития; состояние, в котором человек способен пожертвовать любым из своих мотивов).

Проанализировав содержание жизненных миров по Ф.Е. Василюку, мы пришли к выводу, что центральным компонентом жизненного мира, позволяющим диагностировать его тип, являются ценностные ориентации в их терминальном аспекте. Для установления ценностей мы воспользовались методикой М. Рокича «Ценностные ориентации». Зная преобладающие ценности человека, мы можем отнести его к представителям того или иного типа жизненного мира. Мы считаем, что: гедонистическому жизненному миру присущи такие ценностные ориентации как «любовь», «материально обеспеченная жизнь», «развлечения», «друзья», «уверенность в себе», «здоровье», «свобода». Для реалистического жизненного мира базовыми ценностями являются – «здоровье», «семья», «любовь», «работа», «материально обеспеченная жизнь»; для ценностного – «познание», «развитие», «активная деятельная жизнь», «общественное признание», «продуктивная жизнь», «работа». Творческому миру характерны – «творчество», «уверенность в себе», «свобода», «общественное признание», «продуктивная жизнь», «красота природы и искусства». Затем нами были соотнесены смысложизненные ориентации и выделен вид мотивации в рамках каждого жизненного пространства. Для диагностики мотивации мы использовали взаимодополняющие методики Т. Элерса «Мотивация к успеху» и «Мотивация избегания неудач», а для выявления смысложизненных ориентаций - «Тест смысложизненных ориентаций» (СЖО) Д.А. Леонтьева. Для проведения данных исследований была выдвинута следующая гипотеза: существуют ли различия в структуре мотивационной сферы представителей различных жизненных миров. Следовательно, целью данного психологического исследования является детальное рассмотрение структуры мотивационной сферы, характеризующей основные закономерности в каждом типе жизненного мира, а также подтверждение или опровержение гипотезы. Объект работы - взрослый человек. Предмет работы - ценностные и смысложизненные ориентации, мотивация личности.

Данная исследовательская работа проводилась в 2009 году. Количество респондентов, участвовавших в опросе - 40 человек. Из них представителей мужского пола - 9, представителей женского - 31. Возраст испытуемых варьировал в границах от 21 до 56 лет. Из 40 испытуемых к реалистическому жизненному миру относятся 65%, к ценностному - 35%, к гедонистическому - 5% , к творческому - 0%, т.е. данный тип не нашел отражения в ответах респондентов.

Страницы: 1 2


Структура профориентационной работы
Профессиональная ориентация – это система научно-практической подготовки молодёжи к свободному и самостоятельному выбору профессии. Её цель – подготовка подрастающего поколения к сознательному выбору профессии. Реализация данной цели предполагает формирование у школьников социально-значимых внутренних (психических) регуляторов поведени ...

Введение.
В конце 50-х – начале 60-х гг. направления психологии, возникшие в пе­риод открытого кризиса и претерпевшие в последующем существенные преоб­разования – необихевиоризм, неофрейдизм, гештальтпсихология – начинают терять популярность. Их внутренняя противоречивость, трудности, с кото­рыми встретились эти подходы в объяснении поведения и ...

Свойства темперамента
В настоящее время к основным свойствам темперамента принято относить следующие: Общая психическая активность индивида, суть которой заключается в тенденции человека к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней среды. Степени активности распределяются от вялости, инертности и пассивного созерцания до высших степеней э ...