Влияние насилия на формирование личностиСтраница 1
В настоящее время представители различных теоретических направлений сходятся в признании патогенного влияния физического, сексуального и психологического насилия на формирование личности, психики и поведения ребенка и считают, что насилие, совершенное по отношению к ребенку, по своим последствиям относится к самым тяжелым психологическим травмам. Несмотря на очевидность неблагоприятного влияния насилия на формирование личности, следует отметить, что отсроченные последствия эбьюза, пережитого в детстве, лишь в последнее время становятся объектом эмпирических исследований в психологии. Это во многом объясняется отсутствием универсального представления о том, что считать насилием, дифференцированных критериев, отделяющих насилие от ненасилия, или, по выражению И.А. Алексеевой (1997), "адекватного и социально приемлемого воспитательного воздействия на ребенка".
Многочисленные теории пытались объяснить жестокое обращение с детьми их родителями, определить психологические и психосоциальные факторы риска насилия над детьми. Они всегда связаны со взаимодействием в семье, с агрессией, направленной на ребенка. Как правило, они появляются в стрессовых ситуациях и обстоятельствах. Насилие, как правило, - результат комплекса различных причин, в которых задействованы различные психологические и часто встречающиеся факторы, но степень их влияния при тех или иных формах насилия различна.
Ребенок может способствовать физическому насилию своей агрессивностью, гиперактивностью и импульсивным поведением, являющимися, однако, общим результатом плохого обращения. Гиперактивные дети более импульсивны и менее охотно выполняют правила. Это фрустрирует родителей, склоняет к насилию и фактически может привести к нему. Ребенок подражает насильственному поведению своих родителей, проявляя тот же самый тип агрессивности и возбудимости, чтобы предотвратить жестокое обращение по отношению к себе, и таким образом создается порочный круг плохого поведения и злоупотребления. Тот факт, что многие дети, подвергшиеся физическому злоупотреблению, оставшиеся без попечения родителей, сами "подстрекают" такое плохое обращение к ним и становятся "козлами отпущения" в воспитательных учреждениях, свидетельствует об их провоцируемости.
Нередко возникают сложности определения того, является ли плохое поведение результатом насилия или способствующим ему фактором. По данным национального исследования США, проведенного в 1988 г., оказалось, что почти у 25% детей были трудности поведения в течение года до насилия. Но это же является и симптомом плохого родительского обращения.
Это в свою очередь порождает множество проблем, среди которых можно выделить следующие: отсутствие единой теоретической парадигмы и исследовательской линии изучении этого явления; трудности диагностики эбьюза в связи большим количеством симптомов и поведенческих индикаторов; отсутствие в большинстве исследований корреляционного анализа; недостаток статистических данных; недостаток теоретических и эмпирических исследований по изучению психологического, физического насилия и его влияния на становление личности, в то время как в основном внимание уделяется сексуальному насилию. Спорным и далеким от разрешения остаётся вопрос о соотношении насилия и этапов личностного развития индивида.
Таким образом, проблематика изучения насилия требует новых исследовательских подходов как к самому пониманию эбьюза, к специфике его феноменологии, так и особенностям психотерапевтической и психокоррекционной работы с лицами, пережившими насилие в зависимости от его вида и этапа развития личности.
Наиболее ранимыми к проявлениям любого вида насилия являются дети. Особенно критическими являются дошкольный и подростковый возрастные периоды, которые большинством исследователей рассматриваются "возрастами риска" в отношении насилия. До недавнего времени проблема насилия над детьми оставалась практически закрытой для обсуждения, что не давало полного представления о её масштабах и серьезности, в то время как дети могут подвергаться насилию не только в семье, но и в школе, и со стороны других социальных институтов.
Специальные исследования отношения взрослых к применения различных видов насилия над детьми, проведенные отечественными и зарубежными учёными и практиками, позволили установить, что 60% опрошенных родителей были убеждены в оправданности использованных мер физического воздействия и считают, что физическое наказание является необходимым и эффективным средством контролирования детского поведения. Многие родители прибегают к нему хотя бы однажды в жизни в тех ситуациях, когда, по их убеждению, ребенок нарушил правила, установленные взрослыми.
Фоновое настроение
Представленная здесь привязка отслеживаемых внешних проявлений к тому, что индивид фактически переживает, неполна и не совсем надёжна, поскольку каждый человек хоть чуточку, да уникален.
- Осознание своей силы (уверенность в себе). Стабильная прямая поза дополненная выставленным подбородком, руки при этом могут: сцепляться за спиной, р ...
Ощущение
Ощущение — это самое первое соприкосновение нашего внутреннего мира с внешним миром с помощью сенсорной системы. Через ощущения мы узнаем о цвете, вкусе, запахе, движении, положении в пространстве и многом другом в окружающем и нашем внутреннем мире. Благодаря ощущениям появляются целостные, предметные восприятия.
Ощущение – это просте ...
Типология конфликтов
Существует четыре основных типа конфликта: внутриличностный конфликт, межличностный конфликт, конфликт между личностью и группой и межгрупповой конфликт.
Внутриличностный конфликт может принимать различные формы. Одна из самых распространенных форм - ролевой конфликт, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по п ...