Влияние насилия на формирование личности
Страница 3

Материалы » Влияние насилия на формирование личности

Одним из видов насилия, привлекающим внимание специалистов разного профиля, является психологическое насилие. Воздействие психологического насилия на личность имеет самые серьёзные травмирующие последствия для ребёнка.

У большинства детей, живущих в семьях, где они лишены тепла, внимания, например, в семьях родителей-алкоголиков, имеются признаки задержки физического, нервно-психического, речевого развития. Для них характерны такие поведенческие особенности как проявления импульсивности, взрывчатости, наличие страхов, вредных привычек (сосание пальцев, вырывание волос) и т.д. Подростки зачастую не видят смысла и цели в жизни, что способствует развитию депрессионных состояний. Зарубежные специалисты назвали такое состояние детей "неспособностью к процветанию".

Лишение родительской любви в младенческом и отроческом возрасте, с одной стороны, способствует развитию неутолимого эмоционального голода, а с другой - неумолимо искажает формирующийся образ Я.

Как психологическое насилие можно рассматривать и ту ситуацию, в которой оказывается ребенок в семье с аддиктивным поведением (семьи алкоголиков, наркоманов). Ребенок, пытаясь взять на себя решение семейных проблем, отрицает свои собственные нужды и потребности. Такие условия не позволяют ребенку чувствовать себя в безопасности, испытывать безусловную любовь, вести себя спонтанно. Результатом такой формы родительского отношения исследователи называют хрупкость и проницаемость границ Я, обесценивание чувств (и утрату способности их выражать!) и нарушение способности к установлению эмоциональной близости.

Лишение родительской любви в младенческом и отроческом возрасте, с одной стороны, способствует развитию неутолимого эмоционального голода, а с другой - неумолимо искажает формирующийся образ

Я. J. Bowlby (1979), известный исследователь феномена материнской депривации, вводит термин "патогенное родительствование" и выделяет следующие типы неадекватного родительского отношения: отсутствие родителя или отделение ребенка от родителя (при помещении в больницу, детское учреждение); отсутствие адекватного ответа на поиск заботы и привязанности, отвержение ребенка; угрозы покинуть ребенка, применяемые как дисциплинарная мера (родитель угрожает лишить ребенка своей любви, покинуть семью, совершить суицид и т.п.); провоцирование родителем чувства вины или переживания собственной "плохости" у ребенка. (При этом ребенок подвергается исключительной критике. Крайним вариантом является возложенная на ребенка ответственность за болезнь или смерть одного из родителей); тревожная привязанность к ребенку, связанная с оказанием на него давления. Родитель (обычно мать) стремится таким образом стать единственным источником заботы в окружении ребенка.

Описывая пагубные последствия подобного родительского отношения, Bowlby отмечает, что "формирование той или иной психопатологии в этих случаях происходит, так как мир для таких детей всегда остается двусмысленным, неопределенным и всегда опасным".

Не менее серьезными и негативными являются последствия сексуального насилия, особенно перенесённого в детском возрасте. Данной проблематике уделяется достаточно пристальное внимание как зарубежных, так и отечественных исследователей. Сравнительное изучение статистических данных по внутри - и внесемейному насилию показало, что средний возраст жертв инцеста составляет 6-7 лет, средний возраст пострадавших от изнасилования значительно выше - 13-14 лет.

Отмечается, что, в зависимости от возраста, биологических и индивидуально-психологических особенностей личности жертвы, характера действий насильника, сексуальное насилие может стать специфической психологической травмой, влияющей и на физическое здоровье. Эта травма способствует социальной дезадаптации, может привести к кратковременным или пролонгированным психогенным состояниям или к обострению ранее имевшейся патологии. Подвергшийся сексуальному насилию, ребенок обнаруживает странные (причудливые), слишком сложные или необычные сексуальные познания или действия; может сексуально приставать к детям, подросткам, взрослым; может жаловаться на физическое нездоровье; скрывает свой секрет (сексуальные отношения со взрослыми или со сверстником) из-за беспомощности и привыкания, а также угрозы со стороны обидчика. Даже маленькие, не достигшие школьного возраста дети, пострадавшие от сексуального насилия, впоследствии сами могут стать инициаторами развратных действий и втягивать в них большое число участников. В последствии наблюдается снижение степени доверия к людям, низкий уровень самооценки, возникают трудности в принятии самостоятельного решения. Сексуальное насилие способствует так же расстройствам эмоциональной регуляции. Для детей, пострадавших от инцеста, неизбежным является разрушение представлений о семейной любви и доверии, развитие манипуляторского отношения к близким.

Страницы: 1 2 3 4 5


Типы темперамента
Ветвь учения о темпераменте уходит в античный период. Гиппократ (V в. до н. э) описал четыре типа темперамента, исходя из физиологических представлений того времени. Считалось, что в организме человека имеется четыре основных жидкости, или "сока": кровь, слизь, желтая желчь и черная желчь. Смешиваясь в каждом человеке в опреде ...

Понятие о способностях и их общая характеристика
В настоящее время сложилось три подхода к понимаю способностей человека. В первом случае, под способностями понимали совокупность всевозможных психических процессов и состояний. С точки зрения второго подхода, который сложился в психологии XVIII-XIX вв., способности – это высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и нав ...

Социальная реадаптация освобождённого
Завершающим и наиболее ответственным этапом ресоциализации бывшего осужденного является его приспособлении к жизни на свободе, как правило, в новых, порой трудных условиях, при бытовой неустроенности, разрушения прежних социальных связей, отсутствие жилья, больших сложностях в трудоустройстве и т.д. Всё это требует от освобождённого зна ...