Роль взаимопонимания в межличностных отношенияхСтраница 5
Здесь количество точно оцениваемых личностных качеств в два раза больше, чем в парах друзей: сказывается роль эмоционального компонента взаимодействия, значительно корректирующего когнитивные характеристики партнеров при различных типах межличностных отношений. Интересным показался факт одинаковой точности взаимопонимания таких качеств личности, как мотивационная напряженность и интеллектуальная подвижность во всех трех типах пар (друзей, приятелей, «недругов»). В этом проявляется специфика совместной деятельности-учения, когда оба качества личности выступают в роли основных регуляторов академической успеваемости. Более того, если для формирования популярности имеет значение успеваемость ученика, то в индивидуальных межличностных отношениях она не играет заметной роли.
В исследовании С.В. Ковалевской, проведенном в 1978 г., особое внимание было обращено на выявление факторов, определяющих адекватность взаимопонимания в парах с различным типом отношений. Испытуемыми были студенты г. Ленинграда в возрасте от 17 до 26 лет, всего 66 человек. Тип межличностных, отношения оценивался по шкале Богардуса. Адекватность межличностного взаимопонимания оценивалась по описанной уже схеме (самооценочный и оценочный варианты Р. Кеттела) в парах друзей, приятелей и «недругов». Полученные данные показывают, что Друзья выше, чем другие пары, оценивают личностные качества друг друга. Они видят в друге больше, чем он сам: общительность, теплоту, доминантность, социальную смелость, экспериментаторство (как поиск нового), хороший самоконтроль.
У приятелей менее четкая система переоценок и недооценок. Приятели переоценивают друг в друге способность к сочувствию и так же, как и друзья, переоценивают экспериментаторство и самоконтроль. Следует заметить, что все переоцениваемые качества личности можно отнести к группе социально одобряемых, престижных. «Недруги» недооценивают интеллектуальные качества друг друга, что подтверждают результаты исследования Т.Б. Блошицыной. Характерно и другое: если друзья адекватно оценивают интеллектуальные качества друг друга, то приятели как бы «не замечают» интеллектуальные возможности партнера.
Это подтверждает действенность дружбы в нашем случае и особую роль межличностной привлекательности в приятельских ларах. Наконец, это говорит об особом «удельном субъективном и объективном весе» такого фундаментального качества личности, как интеллект.
Исследование социально-психологических установок личности
Если говорить об актуальности этой темы, то можно вполне уверенно сказать, что на данный момент в российской реальности, да и не только в российской – в мировой – постоянно растет количество женщин, избравших столь нетипичную для них профессию военнослужащих, служащих в силовых структурах. Учитывая вышесказанное, можно проследить явную ...
Перспективы подростков больших и малых городов
В настоящее время изучением временной перспективы занимаются многие психологи, однако, в современной социальной психологии временная перспектива формирующейся личности остается важной и малоизученной проблемой. Временная перспектива соотносится с содержательностью жизни человека. Так, отмечают, что чем насыщеннее временная перспектива с ...
Специфика патологии познавательной деятельности при шизофрении
Шизофрения - хронически текущее психическое заболевание, характеризующиеся сочетанием специфических изменений личности (аутизм, эмоциональное уплощение, снижение активности - редукция энергетического потенциала, утрата единства психических процессов) с разнообразными продуктивными психопатологическими расстройствами.
Большинство больны ...