Роль взаимопонимания в межличностных отношенияхСтраница 2
Все это связано с большей активностью, соучастием в отношениях, общении, что повышает уверенность экстравертов. Иное дело «престижные» свойства личности, связанные с системой социально одобряемых ценностей в каждой конкретной общности (возрастной, половой, профессиональной, национальной, территориально-географической). Здесь социокультурные условия формируют престижные качества, которые более всего связаны с симпатиями и антипатиями в отношениях В одной общности одобряются физические достоинства, в другой–внешние данные, в третьей – интеллектуальные качества и т.д. Наличие или отсутствие «модных» для группы качеств является сигналом и условием переоценки или недооценки той или иной личности.
Межличностные отношения характеризуются не одним только параметром адекватности (точность восприятия и интерпретации личности другого), но и идентификацией (как представляемым сходством, тождественностью с другой личностью). Тождество определяется как «такой же, вполне сходный». Идентификация в социальной перцепции – это отождествление индивидом своей личности с личностью другого индивида. В основе этого феномена лежит механизм сравнения явлений, предметов и образов.
Сравнение – одно из существенных условий познания. Идентификация как целенаправленный процесс заканчивается определением сходства – различия между двумя личностями в сознании каждой из них. Отождествление, возникающее вследствие обнаруживаемого (осознанно или неосознанно) сходства, формирует целостность системы межличностных отношений. Здесь включается эмоциональный компонент гармоничности, естественности связи, смысл которой в чувстве «мы», а не «я и другие» или «мы и они».
Естественно, что идентификация – феномен, который существует только в сознании одного индивида, пары людей или совокупного субъекта (группы, общности). Именно это ощущение (конкретно-чувственное отражение) выражает неразделимость общности людей. Ему не обязательно соответствует реальное сходство личностей. Между объективным и субъективным (представляемым) сходством, тождеством существуют сложные зависимости. В элементарной единице взаимодействия (паре индивидов) возможны следующие сочетания объективного и субъективного (представляемого) сходства, тождества личностей:
а) объективное и субъективное сходство;
б) объективное сходство и субъективное различие;
в) объективное различие и субъективное сходство;
г) объективное и субъективное различие.
Если на первых этапах общения субъективное (видимое в представлениях) сходство-отождествление более существенно, то по мере упрочения взаимоотношений объективное сходство становится решающим.
Интересным представляется феномен, выявляемый в психиатрической практике: «здорового человека раздражает подчеркивание ими своей «непохожести» на других людей». Причем отрицание сходства с другими людьми, которое наиболее выпукло и часто проявляется у истеричных лиц и у невротиков, характеризует одну из тенденций человека.
Другая тенденция, в большей или меньшей мере уравновешенная с первой, характеризует потребность личности быть похожей на подобных себе. «Невротический эгоцентризм, – пишет А. Кемпински, – в основном можно рассматривать как обострение нормально проявляющейся черты у каждого человека, а возможно, и каждого живого существа, наделенного способностью чувствовать. Эгоцентризм можно рассматривать как выражение факта центрального плана отношений. Каждый живой организм можно считать системой, в которой энергия и внешние сигналы подвергаются специфической и неповторимой организации; таким образом эта система становится центральным пунктом своего мира, так как особенным образом упорядочивает этот мир».
И если у животного, даже высокоорганизованного, дифференциация неосознанна, то у человека она может регулироваться в раннем онтогенезе воспитанием, в период созревания личности – самовоспитанием. Вступая в контакт с другими людьми, человек обязательно отождествляет себя с ними в большей или меньшей степени; без этого немыслимы общение и выработка средств взаимопонимания (языка в широком смысле слова). Если в раннем возрасте «яканье» как признак становления личности характеризует «нормальный» эгоцентризм, то у взрослого человека оно может быть признаком невротизации личности.
Эгоцентризм мироощущения, мировосприятия и миропонимания может переходить в эгоцентрическое мировоззрение, которое и затрудняет межличностные отношения. В более широком контексте эгоцентризм может сказываться и на межгрупповых отношениях, связанных с социокультурными различиями общностей. Тогда масштабы противоречий и конфликтов существенно увеличиваются. Возникает дилемма: «мы – они». Психологическая культура отношений предполагает осознания искусственности такой дилеммы, особенно в критических ситуациях.
Психология спорта
Психология спорта – это наука, занимающаяся изучением людей и особенностями их поведения в спортивной деятельности.
Спортивные психологи занимаются изучением поведения людей, проведением исследований, консультированием, обучением, разрабатывают принципы и рекомендации, которые способствуют развитию спортивной деятельности.
Психологи к ...
Введение.
Первоначально понятие «социализация» пришло из политэкономики. Там данный термин означал общение земли, средств производства и т.п.
В 1887 г. американский социолог Гиддингс Ф.Г. в своей книге «Теория социализации» дал определение, близкое к современному: развитие социальной природы или подготовка человека к социальной жизни.
Сегодня п ...
Виды и типы организационных конфликтов
Чтобы эффективно управлять организационным конфликтом, необходимо знать, какие конфликты бывают, как они возникают и протекают и как их можно разрешать.
В литературе существует огромное множество различных классификаций организационных конфликтов. Рассмотрим наиболее интересные из них.
I.
С точки зрения причин организационного конфли ...