Основные категории общения и их характеристика
Страница 2

Материалы » Основные категории общения и их характеристика » Основные категории общения и их характеристика

¾ общение может быть нежелательным, предосудительным, бесполезным.

Значение категории общения определяется тем, что оно позволяет вскрыть общественную сущность человека, детерминацию внутреннего мира человека и его личности, а также понять развитие психики как процесс, происходящий путем присвоения общественно-исторического опыта человечества в контексте общения с другими людьми, живыми носителями этого опыта.

Можно выделить три основных категории средств общения (тех операций, с помощью которых каждый участник строит свои действия общения и вносит свой вклад во взаимодействие с другим человеком)[3]. Это экспрессивно-мимические, к которым относятся улыбка, взгляд, мимика, выразительные движения рук и тела, выразительные вокализации; предметно-действенные: локомоторные и предметные движения, а также позы, используемые для целей общения; речевые средства: высказывания, вопросы, ответы, реплики.

Экспрессивно-мимические средства общения. Их своеобразие в том, что они служат проявлением эмоциональных состояний, и в этом их первая функция. Но они одновременно используются как активные жесты, адресованные окружающим людям. В этой своей второй функции экспрессии соединяют индивидуальное переживание с принятой в данном обществе системой эталонов и становятся знаком, понятным другим людям. Третья функция выразительных средств состоит в том, что они служат индикатором отношения одного человека к другому, обнаруживая их расположение или неприязнь друг к другу.

Предметно-действенные средства общения. Возникают в совместной деятельности и представляют собой преобразованные для целей коммуникации «эскизные» предметные движения и статичные позы.

С их помощью человек не только выражает свою готовность к общению с другими, но и в своеобразной форме показывает, какого рода взаимодействие ему желательно.

Речевые средства общения. Использование речи для целей коммуникации имеет принципиальное значение. Л.С. Выготский указывал, что «общение, не опосредованное речью или другой какой-либо системой знаков или средств общения, возможно только самого примитивного типа и в самых ограниченных размерах»[4]. А.А. Леонтьев подчеркивает, что речевая деятельность есть основной вид общения, в наибольшей мере воплощающий в себе ее специфику. Использование речи необыкновенно расширяет возможности общения и его влияние на другие виды деятельности человека.

Все основные категории средств общения формируются у человека прижизненно в процессе реальных контактов с окружающими людьми. Каждая категория средств имеет свои специфические возможности, определяющие их функцию и роль во взаимодействии.

В общении с окружающими людьми человек использует средства всех категорий, в совокупности, выдвигая на передний план те или иные из них в зависимости от решаемой в данный момент задачи и своих индивидуальных особенностей.

Байрон Люис, основываясь на работе Вирджинии Сатир, а также Бэндлера и Гриндера, создал модель четырех основных категорий общения[5]. Это модель организована вокруг четырех предпочитаемых репрезентативных систем. Это визуальная система, кинестетическая система, аудиальная система и логическая система.

Страницы: 1 2 3


Диалог
Проблема диалога, имеющая междисциплинарный характер, в последнее время активно разрабатывается в различных областях знания, что приводит как к контекстуальному, так и содержательному, разнообразию понятия диалога: говорят о речевом диалоге, диалоге культур, диалоге позиций и даже о диалоге «человек — машина». Понятие диалога диалога в ...

Особенности познавательной деятельности
По результатам обследования с помощью методики Векслера выявлено, что общий интеллектуальный показатель ниже, чем у детей с нормальным развитием, но выше, чем при олигофрении. Средний уровень невербальных показателей в одной трети случаев соответствует показателям при олигофрении, и прежде всего таким показателям, как выделение последов ...

Синдромы умственной отсталости с неуточненным типом наследования
В настоящее время имеется целая группа генетических синдромов, включающих умственную отсталость в сочетании с сенсорными, двигательными и другими множественными пороками развития, тип наследования которых до сих пор не ясен. Эти синдромы описаны как в зарубежной, так и в отечественной литературе. Одним из примеров подобных осложненных ...