Психологические проблемы детской онкологии (на материале общей онкологии)Страница 1
Детская онкология - достаточно молодое, во многом революционное и все еще исследовательское направление в отечественной и зарубежной медицине (Дурнов, 1992).
До сих пор не осуществлены исследовательские психологические программы в этой области, тогда как "прикладная психология" активно осваивает это поле профессиональной деятельности.
И даже так называемая "психо-онкология" не имеет обширных научных данных о закономерностях переживания ситуации болезни детьми, особенностях их адаптации к болезни, представлениях о будущем, трансформациях ведущих деятельностей, процессах формирования ВКБ, а также результатов нейропсихологических исследований влияния медицинских препаратов на корково-подкорковые функции.
В рамках проведения диссертационного исследования, посвященного знаково-символическому опосредствованию личностных переживаний проблемно-конфликтных ситуаций, нами ведется работа в НИИ Детской онкологии и гематологии РОНЦ им. Н.Н. Блохина, в отделении общей онкологии (онкопатологии различных органов и опорно-двигательного аппарата). Выделены основные сферы, требующие проведения специальных психологических исследований.
Во-первых, это процессы первичного и вторичного означивания интрацептивных ощущений. Опираясь на семиотические представления Р. Барта об означающем и означаемом в контексте порождения мифов, А.Ш. Тхостов говорит о "двухступенчатой" схеме формирования симптома, когда означенное интацептивное ощущение начинает означать болезнь (Тхостов, 2002).
Болезнь является не только соматическим конструктом, но и "мифом", порождаемым определенными универсальными культурными категориями. Однако, если во взрослой онкологии "мифы" уже достаточно сильны, и существует сложившийся культурный стереотип заболевания, то детская онкология в обыденном сознании, скорее всего, еще не "обросла" такими конструктами.
Это может быть связано и с относительной редкостью заболевания, и с тем, что в литературе и истории есть известные примеры различных гематологических проблем у детей, но представлений о солидных опухолях в детском возрасте в обыденном сознании все-таки меньше.
Во-вторых, это проблема выделения основных кризисных моментов в ситуации болезни.
Как показывает наша практика, ни родитель, ни сам заболевший ребенок не нуждаются в постоянном психологическом сопровождении.
На стадии подбора методик для проведения диссертационного исследования нами осуществлялся мониторинг психо-эмоционального статуса детей и родителей (с использованием методик "Анализ семейных взаимоотношений", рисуночный тест Вартегга, РНЖ, исследование самооценки по Дембо-Рубинштейн и др.).
Повседневное наблюдение за больными и их родителями и результаты проведенных методик свидетельствуют о стабилизации психо-эмоционального состояния и адаптации к нахождению в стационаре. Но некоторые ситуации в процессе лечения требуют проведения психодиагностического обследования, наблюдения и психокоррекционной работы.
1. Формулирование диагноза. Для взрослого человека, с его сложившимся "мифом" болезни, известие об обнаружении опухоли у ребенка приобретает значение "смертельного приговора".
2. И для ребенка, и для родителя тяжелой фазой адаптации к болезни, получившей название "шок госпитализации", является первичная госпитализация. В этот период ребенок оказывается резко перемещенным в аномальную для него ситуацию.
Изменение режима жизни, комплекс сложных врачебных процедур, соседствование с большим количеством пока еще незнакомых людей, невозможность уединиться, отрыв от референтной группы - вот краткий перечень психотравмирующих факторов для ребенка.
Для родителя к этим проблемам прибавляется актуализированная фобия потери ребенка, переживание по поводу средств на существование, шок от временных перспектив лечения и необходимости резко изменять сложившуюся сеть социального взаимодействия.
Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн
Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) испытуемыми ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е. уровень развития ...
Понятие о психологическом здоровье и личности
Активность человека как сложной живой системы регулируется на разных уровнях, которые взаимосвязаны между собой. В этой связи выделяются следующие наиболее общие уровни – биологический, психологический, социальный. На каждом уровне, которые мы только что отметили, здоровье человека имеет свои особенности и специфические детерминанты. От ...
Исследование самооценки (методика Дембо – Рубинштейн в модификации Т.М.
Габриял)
1. Перед вами четыре «лестницы», соответствующие здоровью, умственному развитию, характеру и счастью. Выберете на каждой «лестнице» свою «ступеньку» и обведите кружочком выбранный пункт каждой «лестницы».
Здоровье
Умственное развитие
Характер
Счастье
Самые здоровые
Самые умные
С прекрасным характером
Чрезмерно ...