Основная частьСтраница 1
В философии средневековья выделяют два периода:
1) Патристика - система теолого-философских взглядов "отцов церкви", обосновывающих и разрабатывающих идеи христианства (IV-VIII века).
Представления о душе и духовности в средневековье складывается в работах такого знаменитого теолога как Августина Блаженного (354 - 430 гг. н.э.). Он выдвинул положение: познай Бога и собственную душу; Бога - через душу, душу - через Бога. Углубление в себя и есть путь к Богу. Чем лучше человек познает самого себя, тем ближе он к Богу. Одно из препятствий на этом пути - отсутствие полной истинности перед самим собой и перед Богом. Он обнаружил в "Исповеди" (так называлась его работа), что, стремясь к нравственности, он всё-таки не в силах постоянно быть искренним перед самим собой и Богом и склонен обманывать даже самого себя и Бога [1]. Установив это, Августин указал, что понимание данного обстоятельства, как ничто другое, свидетельствует о подлинной реальности самого себя. И он формирует тезис: "Я ошибаюсь, следовательно, я существую". Обман, однако, можно в конце концов преодолеть в минуты прозрения, в подчинении собственной воли воле Бога.
Августин Блаженный решал две проблемы: динамика общечеловеческой души и динамика личности. "Исповедь" - исследование самосознания личности, её психологических состояний. Он рисует внутренний мир личности с младенческих лет и до утверждения человека как христианина. Человеческая душа, по Августину, наделена мыслью и памятью. Это разумная душа. Вера должна предшествовать рациональному постижению, его знаменитое credo ut inteligan (верю, чтобы понимать) было повторено некоторыми схоластиками.
Ему претит всякое насилие над личностью. Августин выдвигает принцип свободы личности. Человек действует свободно, но всё, что он делает, делает через него Бог. А бытие Бога можно вывести из самосознания человека. Августин показал роль самосознания для личности. Ведь Я - это закрытое существо, которое отделено от внешнего мира и даже закрывается от него. Августин пытается определить сущность и меру времени и приходит к выводу: "в тебе, душа моя, измеряю я время. Впечатление от проходящего мимо остаётся в тебе, и его-то сейчас я и измеряю" [2]. Истина обитает во внутреннем мире человека. Внутреннее время, соответствующее непреходящим божественным ценностям человеческой души и есть наш ориентир в зыбком океане обыденности. Душа, ориентированная в себя, позволяет также различать добро и зло.
В истории человечества Августин замечает изменения к лучшему: всё больше людей желает нравственного самоусовершенствования. Такие изменения происходят в результате борьбы двух градов: града Божьего и града Земного. Один из них составляется из людей, желающих жить в мире своего рода по плоти; другой - из желающих жить по духу. Итак, два града созданы двумя родами любви: земной - любовью к себе, доведённой до презрения к Богу, и небесной - любовью к Богу, доведённой до презрения к себе.
Человеческой воле приписывает Августин решающую побудительную силу. Он различал две воли - плотскую и духовную. Действие плотской воли распространяется лишь на утилитарную деятельность в эмпирическом мире, она - причина греховных морально-порочных действий. Другая - духовная воля устремлена на жизнь в духе. "И две мои воли … одна плотская, другая духовная боролись во мне, и в этом раздоре разрывались душа моя". Для Августина "воля становится решающим ядром человеческого существа; в основе своей все роды деятельности внешних чувств и мышление суть волевые акты".
Августин Блаженный считал достойным познания такие объекты, как Бог и душа. Душа - нематериальная субстанция, отличная от тела, а не простое свойство тела. Она бессмертна. В учении о происхождении человеческой души Августин колебался между идеей передачи душ родителями вместе с телом и идеей креационизма - творения душ новорождённых Богом. Разум есть взор души, которым она сама собой без посредства тела созерцает истинное. Истина содержится в нашей душе, а душа бессмертна, и человек не вправе забывать о внеземной цели своей жизни. Человек должен подчинять свои знания мудрости, ибо в спасении души - его высшее назначение. "Душа угаснуть не может, если не будет отделена от разума. Отделиться же она никак не может". Разум рассматривается как функция души. "Я полагаю, душа питается не иным чем, как разумением вещей и знанием, умозрением, размышлением, если может через них познать что-нибудь".
Изучение мотивационного компонента готовности детей с нарушениями зрения к
обучению в школе
Проблема школьной адаптации рассматривается в тесной взаимосвязи с вопросами психологической готовности ребенка к школьному обучению (С. А. Бадоева, Г. Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова, В. С. Мухина, В. А. Пермякова и др.). Психологическая готовность ребенка к школьному обучению, с одной стороны, является одной из важнейших предпосылок его ус ...
Задачи специальной
психологии
1. Изучение закономерностей и особенностей психического развития детей и взрослых с различными психическими и физическими недостатками в разных условиях, и прежде всего в условиях коррекционного обучения;
2. Создание методов и средств психологической диагностики нарушений развития;
3. Разработка средств психологической коррекции недос ...
Диабет I типа
Диабет 1 типа проявляется обычно между тремя и пятнадцатью годами. Он отличается от других хронических болезней однородным течением.
В 1950-е гг. существовали различные теории, согласно которым заболевание якобы провоцируют особые личностные черты человека. Контрольные изучения не смогли доказать этих гипотез. В последние годы обнаруже ...