Психология искусстваСтраница 1
Психология искусства -
отрасль психологической науки, предметом которой являются свойства и состояния личности, обусловливающие создание и восприятие художественных ценностей и влияние этих ценностей на ее жизнедеятельность. Психология искусства развивалась, преодолевая воздействие, с одной стороны, психологизма, выводившего форму художественных произведений и их содержание из особенностей индивидуального сознания, с другой - антипсихологизма, отвергающего зависимость этих произведений от психической активности субъекта. Современная психология искусства
исходит из представлений о первичности искусства как особой исторически развивающейся системы по отношению к индивидуально-личностным свойствам творящих ее людей. Используя конкретно-научные методы (наблюдение, эксперимент, анализ продуктов деятельности, интервьюирование, биографический метод и др.), психология искусства исследует процессы художественного творчества под углом зрения реализации в них способностей и характера личности, ее интеллекта и эмоций, мотивационных факторов, межличностных отношений. Поскольку в искусстве человек духовно практически осваивает мир посредством художественных образов, психология искусства выделяет механизмы их формирования, отправляясь от опыта познания человеком действительности в системе других элементов культуры (языка, представлений, понятий и др.), прослеживая закономерности преобразования этого опыта с целью порождения художественных творений.
Своеобразие работы мысли в этих условиях раскрывается при ее сравнении с оперированием субъектом теми чувственными и умственными образами, которые организуют его поведение вне сферы искусства. Такое сравнение позволяет объяснить уникальность актов художественного познания, их отличие от других форм отображения действительности. Для построения художественного образа используются заданные социально-историческим развитием культуры знаковые средства (речевые, визуальные, звуковые и др.), овладение которыми требует особых способностей, умений, навыков, выявляемых в психологии искусства. Применяя указанные средства, личность создает произведение искусства, которое зарождается в ее психической организации в виде замысла, предвосхищающего будущее творение. Изучение ее переживаний и состояний (в частности, такого состояния, как вдохновение) на пути от замысла через различные пробы и варианты к итоговому результату позволяет проанализировать процессы в “мастерской художника” и тем самым пролить свет на роль личностного фактора в становлении эстетических ценностей. Эти ценности продуцируются целостной личностью художника в единстве ее сознания и неосознаваемых психических проявлений.
Специфика испытываемых в процессе творчества состояний дала повод для их различных иррационалистических трактовок, противопоставляющих осознанное постижение действительности особому “откровению”, сверхъестественному прозрению и т.п. Данные психологии искусства свидетельствуют о неправомерности попыток усматривать в продуктах искусства эффект действия подспудных духовных сил, непостижимых для рационального и опытного познания. Вместе с тем они показывают важное значение интуиции и особых эмоциональных способов постижения художником действительности (в частности, в виде эмпатии). Изучение переживаний, сопряженных с созданием и восприятием искусства, уже в древности выявило ключевую роль феномена катарсиса. Этот феномен позволил, во-первых, ограничить повседневные “житейские” чувства от эмоциональных потрясений, которые вызывает общение с произведениями искусства, во-вторых, обнажить внутреннее родство между психологией их создателя и тех, кто их воспринимает, в-третьих, указать на их воздействие на личность не только в плане художественного познания реальности, но также и преобразования глубинных оснований ее отношений к ней, к другим людям и самой себе. Эти аспекты определили основные проблемы психологии искусства: изучение специфических характеристик образно-эмоционального строя личности, создаваемых ее включенностью в процессы порождения и восприятия эстетических ценностей; анализ художественного восприятия как формы сотворчества в различные периоды развития индивида и у различных контингентов зрителей (читателей, реципиентов); воздействие искусства на ценностные ориентации и мотивацию поведения субъекта, его мировоззрения.
Ролевое ожидание и ролевое исполнение в формировании
социальной роли
Социальная роль обычно рассматривается в двух аспектах: ролевого ожидания и ролевого исполнения. Ролевое ожидание - это ожидаемая модель поведения, ассоциируемая сданным статусом, т.е. типичное поведение (в рамках норм и стандартов) для людей данного статуса в данной социальной системе. Иначе говоря, это то поведение, которого ждут от н ...
Методы психологии
Методами психологии являются:
1) естественный и лабораторный эксперимент;
2) наблюдение;
3) исследование продуктов деятельности человека;
4) метод тестов и анкетирования.
Тестирование - это метод психологической диагностики, в ходе которой используются стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значени ...
Семья как пространство
жизнедеятельности
Слово «жизнь» используется в различных значениях. Им обозначается вся органическая (живая) природа, в отличие от неорганической (неживой) природы. Жизнь, являясь противоположностью смерти, представляет собой совокупность всех процессов жизнедеятельности человека.
Осознание того, что жизнь может быть определена соотносительно с человеко ...