Методы
Для проведения эмпирического исследования были использованы следующие методики:
модифицированная методика семантического дифференциала (СД) для изучения степени дифференцированности самосознания;
методика свободного самоописания для исследования содержательных особенностей образа "я" старших подростков;
методика неоконченных предложений для изучения представлений старших подростков о своем возрасте, об изменениях, происходящих с ними в данный возрастной период, и т.д.;
тест-опросник самоотношения (ТОС (В.В. Столин));
социометрия для изучения особенностей межличностных отношений подростка;
тест-опросник "Подростки о родителях" (Л.И. Вассерман, И.А. Горьковая, Е.Е. Ромицына) для изучения особенностей отношения подростка к родителям.
Исследование позволило выделить ряд особенностей процесса становления самосознания старших подростков. Были выявлены 4 индивидуально-типологических варианта семантической структуры самосознания в старшем подростковом возрасте, различающихся по степени и характеру дифференцированности. Первый вариант семантической структуры отличается крайней синкретичностью и характеризует низкий уровень развития самосознания. Второму варианту свойственно практически полное отсутствие структуры, разрозненность понятий внутри семантического пространства, что свидетельствует о низкой способности к рефлексии и начальном уровне развития самосознания. Третий вариант также характеризуется разрозненностью понятий, однако эта разрозненность иного свойства: она отражает процесс активного развития самосознания, его кризиса. Наконец, четвертый вариант соответствует зрелой структуре самосознания, отличаясь высокой степенью его дифференцированности.
Нами обнаружены значимые различия (р=0,05) в распределении вариантов структуры самосознания в зависимости от класса обучения испытуемых. Общая тенденция состоит в повышении степени дифференцированности самосознания от 8 к 10 классу. Тот факт, что не обнаружено значимых различий в распределении вариантов структуры самосознания в зависимости от возраста испытуемых, подтверждает положение о ведущем значении для развития ребенка социальных факторов (социальной ситуации развития) по отношению к факторам биологическим (фактическому возрасту ребенка).
Обнаружены значимые различия в содержании самоописаний подростков в зависимости от степени дифференцированности самосознания. Так, более высоким статусам (3 и 4 варианты семантической структуры самосознания) соответствует, как правило, самоописание более зрелого уровня (р<0,01). Аналогичные результаты получены по методике неоконченных предложений: анализ собственных личностных качеств, взглядов, ценностей, а также их изменения, более свойствен подросткам с дифференцированным самосознанием; напротив, подростки, не обладающие зрелой структурой самосознания, как правило, анализируют лишь внешнюю сторону происходящих с ними изменений.
Согласно данным ТОС, третьему (кризисному) варианту семантической структуры самосознания соответствуют более низкие показатели самоотношения, нежели другим вариантам (р<0,01). Сказанное касается как интегрального самоотношения, так и его частных особенностей, таких как самоуважение, аутосимпатия, ожидание положительного отношения окружающих, самоуверенность и т.д. Следовательно, кризис самосознания сопровождается эмоциональными и когнитивными изменениями самоотношения.
Обследование у дошкольников звуковой стороны речи
Прежде чем начать обследование звуковой стороны речи у дошкольников (звукопроизношение), необходимо рассмотреть ее специфику:
1) Следует разграничить патологические нарушения от физиологических трудностей, связанных с возрастными особенностями формирования звуковой системы русского языка.
2) При обследовании речи ребенка раннего возра ...
Психический статус
Внешний вид больной соответствует возрасту, мимика живая, поза удобная. Больная общительная, адекватно реагирует на окружающее, контакт установился быстро. Ориентировка больной в месте, времени, собственной личности и окружающей обстановке сохранена. Нарушения объема, устойчивости и переключаемости внимания при беседе не выявляются. Илл ...
Вывод.
Таким образом, я пришла к выводу, что политология и педагогика взаимосвязаны между собой, ведь без влияния внешних воздействий, например таких, как воспитание и образование, индивид не сформируется как личность, не сможет стать активным субъектом политики. А ведь главным для воспитания является формирование человека, готового и способно ...