Психологические особенности распознавания эмоций взрослых и сверстников детьми старшего дошкольного возраста
Страница 1

Материалы » Возрастная и гендерная специфика социализации в подростковом возрасте » Психологические особенности распознавания эмоций взрослых и сверстников детьми старшего дошкольного возраста

В современном обществе проблема эмоциональной отзывчивости, трудностей в общении и взаимопонимании детей стоит очень остро. Увеличилось количество обращений родителей по поводу эмоциональной регуляции и проблем в общении у детей. Известно, что способность к эмоциональному восприятию другого, эмпатия существенно улучшает общение детей, увеличивает его продуктивность, дает возможности к более гибкому регулированию своего поведения на основании реакций другого человека. Взаимодействие невозможно оценки реакций собеседника, выражения отношения к беседе, и ребенок становится способным к улавливанию этой обращенной к нему обратной связи только в случае развитой возможности анализа невербальных проявлений собеседника.

Способность к пониманию эмоциональных состояний другого человека формируется в дошкольном и младшем школьном возрасте в процессе взаимодействия ребенка с близкими взрослыми, затем со сверстниками. В дошкольном возрасте происходит расширение диапазона распознаваемых и переживаемых эмоций, возникают новые эмоции - социальные и познавательные. У ребенка возникает чувство долга, стыда, удивление. Ребенок становится более рефлексивным к своим состояниям и также в переживание включается и интеллектуальный компонент.

Являясь важной стороной общения, успешное опознание эмоциональных состояний по мимике способствует расширению круга общения со сверстниками, повышению социального статуса ребенка в коллективе, приобретению опыта позитивного взаимодействия со сверстниками. В общении со сверстником ребенок научается регулировать собственные эмоциональные состояния, понимать и сопереживать другим. Однако распознавание эмоций носит пристрастный характер, ребенок понимает эмоции других в зависимости от его опыта общении со сверстниками и взрослыми. Поэтому для ребенка важной является не только мимический компонент выражения эмоций, но и ситуация, в которой происходит их выражение. Ориентируясь на ситуацию, ребенок будет распознавать эмоции в зависимости от содержания той деятельности, в которой происходит событие.

Проблеме развития развитию эмоциональной сферы человека, и в частности, ребенка посвящено достаточно много работ. За последние 10 лет защищено 10 кандидатских диссертаций по проблемам восприятия и выражения эмоций у детей. Напечатано несколько монографий о невербальных проявлениях эмоций. В нашей работе изучались особенности распознавания эмоций не только взрослых, но и сверстников, проводился сравнительный анализ роли общения со взрослыми и сверстниками в формировании способности ребенка к распознаванию эмоций.

Цель нашего исследования заключалась в изучении психологических особенностей распознавания эмоций взрослых и сверстников детьми старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: связь успешности распознавания эмоций по выражению лица с контекстом взаимодействия (взрослый и сверстник) и особенностями переживания ребенком внутрисемейной ситуации.

В ходе работы были выдвинуты следующие гипотезы:

Существуют различия в успешности распознавания старшими дошкольниками эмоций взрослых и эмоций сверстников,

Существует связь между успешностью распознавания эмоций сверстников и социометрической позицией ребенка, отражающей коммуникативную компетентность,

Существует связь между успешностью распознавания эмоций и особенностями переживания внутрисемейной ситуации ребенком.

Для реализации целей нашей работы была разработана диагностическая методика, позволяющая выявить особенности опознания эмоций взрослых и сверстников. Также были использованы методики, направленные на изучение социометрического статуса ребенка и особенностей переживания внутрисемейной ситуации, а также оценка коммуникативных качеств детей воспитателем.

В исследовании участвовал 61 ребенок, из них 30 девочек и 31 мальчик. Исследование проводилось в детских садах №103, №55, №36 г. Твери в подготовительный группах. Возраст детей в среднем составляет 6; 8 лет.

Страницы: 1 2


Виды анкетирования. По числу респондентов
· Индивидуальное анкетирование (один респондент) · Групповое анкетирование (несколько респондентов) · Массовое анкетирование (от сотни до тысяч респондентов) ...

По стадии исследования
· Предварительное интервью. Используется на стадии пилотажного исследования. · Основное интервью. Используется на стадии сбора основных сведений. · Контрольное интервью. Используется для проверки спорных результатов и для пополнения банка данных. ...

Школа для детей с тяжёлыми нарушениями речи (V вида)
Школа для детей с тяжёлыми нарушениями речи – тип специального школьного учреждения, предназначенный для детей, страдающих алалией, афазией, ринолалией, дизартрией, заиканием при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте. Успешное формирование речи и усвоение программы обучения у данного контингента детей эффективно лишь в школе ...