Проблема соотношения души и тела в учении Р. ДекартаСтраница 1
Рене Декарт родился 11 февраля 1650 года в городе Лаэ. За свою жизнь стал великим математиком, физиком, физиологом, философом. Основателем философии Нового времени принято считать именно Рене Декарта. Основным методом, которым пользовался Декарт – сомнение во всем, особенно в том, что более очевидно. Выбор метода для него основа, он говорит : лучше вообще не искать истины, чем искать ее без метода. Поэтому в 1637 Декарт издает свой труд "рассуждение о методе". Для души он избирает метод интроспекции или самонаблюдения, а для тела эксперимент. Это говорит о принципе Декарта, что тело и душа – разные субстанции. адениум арабикум
Его философию называют дуалистической, то есть подразумевает равенство материального и идеального, но при этом, они могут существовать отдельно друг от друга. Декарт, сравнивая телесную и духовную субстанцию говорит о их противопоставлении друг другу. Это хорошо видно из его книги под названием "Сочинения в двух томах", где он пишет о "полнейшей разнице, существующей между духом или душой человека и его телом". Эта разница заключается в том, что тело делимо, а душа нет. Деятельность души невозможно объяснить механическими принципами, считал Декарт. Именно душа – инструмент познания. Интересно, что Декарт под мышлением понимал не только мыслительные операции человека, но так же и чувства, ощущения, то есть все, что мы осознаем, поэтому, психику, философ сравнивает с сознанием, которое противопоставляется телу. Сознание включает в себя идеи. Декарт выделяет три вида идей:
· Порожденные самим человеком;
· Приобретенные;
· Врожденные;
Идеи, порожденные самим человеком возникают в результате его собственного опыта, это то, что человек приобретает в процессе жизни. Но эти идеи, по Декарту, дают знания о каких – то отдельных явлениях.
Приобретенные идеи, это те, которые человек получает из книг, опыта других людей. Это более совершенные идеи, поскольку основываются на опыте разных людей, разных знаний, а не на опыте одного человека.
Врожденные идеи Декарт считал наиболее точными. Они содержатся в разуме, это идеи, которые содержат в себе истину. Философ относил сюда такие виды идей как идtи Бога, Идеи "Я" и идеи числа. Причем это знания, которые доступны человеку сразу после рождения и для них не нужны остальные вышеперечисленные виды идей. Этот подход к познанию принято называть рационализмом. Таким образом, наибольший вклад в развитие рационализма, превращение его в философское направление, вложил Рене Декарт. После него рационалистическая теория познания развивалась в рамках других философов (Лейбниц, Спиноза)
Декарт делает вывод о независимом существования души и тела. Раз эти две субстанции абсолютно противоположны друг другу, значит, они и не нуждаются друг в друге. Более того, Декарт выделяет разные свойства души и тела. Для души, основным свойством являлось мышление, а для тела – протяжение. Тело человека, вся природа, небесные тела, растения и животные – это материальные вещи. Душа – это субстанция, которая состоит в одном мышлении. Для Декарта высшая форма мышления – рефлексия.
Рене Декарт как физик и физиолог своего времени сопоставляет тело человека с автоматикой. Он дает краткое описание о таких функциях нашего организма как пищеварения, кровообращение. Рассматривая влияние нервов на работу внутренних органов, Декарт пришел к выводу о "животных духах". Эти "Животные духи" по Декарту, обеспечивают движения нашего тела, они очень подвижны и малы по размеру. Духи находятся в мускулах и могут свободно переходить из одного мускула в другой. Получается, что когда дух выходит из мускулы он растягивается и ослабевает, а другой мускул, в который заходят эти духи начинает сокращается, в следствии этого происходит движения той или иной части тела. Таким образом, Декарт объясняет непроизвольные движения человека. Этими выводами Декарт описывает рефлекс, но сам термин не вводит.
Теория коммуникативных актов Т. Ньюкома
Автор теории – Т. Ньюком. Центральный тезис теории заключается в следующем. Когда два человека позитивно воспринимают друг друга и строят свое отношение к третьему лицу (либо объекту), у них возникает тенденция развивать сходные ориентации. Расхождение установок заставляет повышать частоту актов общения по этому расхождению с целью снят ...
Методические особенности преподавания юридической психологии. Система
вопросов, заданий и задач для практических занятий по юридической психологии
Преподавание юридической психологии имеет свои особенности не только со стороны содержания, но и методики. Поскольку методика преподавания постоянно ищет наиболее доходчивые приёмы и методы, то уже сегодня можно выделить её некоторые методические особенности.
Юридическая психология в системе государственного образования изучается в юри ...
Эмоционально-личностное общение в период новорожденности
Младенчество – период жизни ребенка между его рождением и достижением годовалого возраста. В младенческом возрасте выделяют 3 этапа:
Новорожденность (первый месяц жизни) – возрастной период от рождения до четырех–шестинедельного возраста, в ходе которого происходит первичная адаптация ребенка к внешнему миру. Начало данного периода озн ...