Проблема соотношения души и тела в учении Р. ДекартаСтраница 2
По моему мнению, в философии Декарта существуют противоречия самому себе. С одной стороны, он говорит о несовместимости двух субстанции – души и тела, и это ясно выражено из его слов: "душа всецело и поистине разделена с моим телом и может быть и существовать без него", но, с другой стороны, Декарт говорит что, душа в действительности связана с телом. Об этой связи говорит самонаблюдение, опыт. Физиологические потребности, восприятия цвета, вкуса, запаха, тепла – это продукт совокупности души и тела, которые Декарт назвал страстями.
Страсти могут быть первичными и вторичными. Первичные – это симбиоз тела и души. Их главная задача – оповещать душе, что полезно, а что нет. Это такие страсти как удивление, печаль, радость, ненависть, любовь, желание. Все прочие страсти – это виды первичных, ведь именно первичные страсти могут приобщить нас к истинным благам. Благодаря страстями происходит единение тела и души, наслаждение жизнью. Однако, Декарт говорит что страсти нужно воспитывать, потому что они не всегда могут принести пользу человеку. По средствам этих страстей, Декарт указывает, что и тело может влиять на душу, когда пробуждает в ней страсти в виде чувств, эмоций.
Важно отметить, что душа по Декарту связана лишь с человеческим телом, ведь животные души не имеют. То, как животные демонстрируют своё поведение, Декарт называл автоматизмом природы и не признавал мнения, что животные могут думать. Этот вывод позволил Декарту как физиологу, хирургическими методами изучать живых животных. Даже когда животные начинали вопить, скулить от боли, Декарт был убежден, что это все, механизм природы, по которому животные и живут. Философ писал: "…Животные разума не имеют, и природа в них действует согласно расположению их органов, подобно тому как часы, состоящие только из колес и пружин, точнее показывают и измеряют время, чем мы со всем нашим разумом". Этими словами Декарт еще раз доказывает об отсутствии психики у животных.
У человека же, считал Декарт, душа связана со всем телом, главным образом в железе, которая находится в середине мозга, называя ее "седалище души". Это шишковидная железа, находящаяся в промежуточном мозге. Душа может улавливать движения живых духов, которые в свою очередь могут её приводить в различное движение. Между тем, душа сама может вызвать движения, под действием впечатлений. Декарт считал, что существует зависимость нашего тела от движений железы, в которой находится душа. Декарт говорил, что более его удивляет существование ее у животных.
Душа действует на "духи", окружающие её, которые в свою очередь, направляются в мускулы. Благодаря этому, железа, в которой находится душа, обеспечивает движения нашему телу. Душа способна мыслить, утверждал Декарт, и поэтому именно человеческая душа способна дать поступающую информацию о внешнем мире.
Я считаю, что вклад Рене Декарта в развитие психологии и философии велик. Декарт очень разносторонняя личность, и, поэтому вкладывая в философию новые знания, он опирается на знания физики, физиологии, математики, где так же преуспел как ученый. Декарт развил в философии рационализм, а его метод называют рационалистическим. Декарт первый кто развеял устоявшееся утверждение о том, что только душа может влиять на тело, но само влияние тело на душу незначительно. Эту идею можно назвать революционной. Декарт разграничивает две субстанции души и тела, но, отмечает, что они могут влиять друг на друга. Тело влияет на душу с помощью страстей, а душа, которая находится в мозге действует с помощью "духов". Только в человеке эти две субстанции могут соединятся и именно этот симбиоз делает человека человеком. Эти идеи сломали стереотип о полной власти души над телом, даже те функции, которые раньше относили к душе, стали приписываться телу. Так, к примеру, если вспомнить Средние века, то функции души это и мышление, и восприятие, здравый смысл и прочее, но Декарт утвердил только одну способность души – это мышление. Ведь мышление по Декарту это духовный акт. Декарт вводит методы в философии для души – самонаблюдение, для тела – эксперимент, тем самым положил начало объективным методам.
Сочетание разных видов памяти ради одной цели
Однажды учительница русского языка и литературы пожаловалась на своих учеников-двоечников, которые совсем не учат стихи. Ей посоветовали заставить учеников отжиматься и повторять текст вслух. Она отказалась, сказав, что и то и другое они будут делать плохо, а зря! Ученики запоминали бы стихи вместе с движениями и усилием мышц, и даже че ...
Восприятие Другого в условиях личного субъект-субъектного общения
Вопрос об изучении сферы не просто дружеских отношений, товарищества, а той самой редкой "настоящей " дружбы еще и начале 21 века остается открытым. То же общее определение дружбы большинством словарей (2): "устойчивые, долговременные отношения, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов&q ...
Перспективы подростков больших и малых городов
В настоящее время изучением временной перспективы занимаются многие психологи, однако, в современной социальной психологии временная перспектива формирующейся личности остается важной и малоизученной проблемой. Временная перспектива соотносится с содержательностью жизни человека. Так, отмечают, что чем насыщеннее временная перспектива с ...