Профессиональный выбор студентовСтраница 1
Для анализа влияния социально-психологических факторов на профессиональный выбор было проведено исследование, в котором приняли участие студенты 1-4 курсов специальностей «Психология» и «Природопользование», всего 165 человек, в возрасте от 18 до 25 лет. Из них 60,6% лиц женского пола и 39,4% - мужского, среди студентов-экологов 39% юношей и 61% девушек, а у студентов-психологов 8% юношей и 92% девушек.
Для исследования была специально разработана анкета, благодаря которой удалось выявить некоторые социально-психологические факторы, повлиявшие на сделанный профессиональный выбор и на структуру самоотношения студентов. Для более развернутой картины был также использован тест-опросник самоотношения В.В. Столина и С.Р. Пантелеева. Кроме того, в исследовании были учтены возрастные особенности, курс, место обучения до поступления на данные специальности.
Статистическая обработка полученных результатов проводилась по Т-критерию Стьюдента, Спирмена; факторного и множественного регрессионного анализа с помощью пакета программ SPSS.
Проведенный анализ позволил обнаружить следующие преобладающие факторы. Эти факторы были названы определенной латинской буквой по алфавиту, а именно «А» мотивация, «F» (отношение к выбранной специальности), «K» (увлечение профессиональной литературой), «Е» (осознанность, самостоятельность выбора), «N» (профессиональное становление), «I» (семейное окружение), «С» (заинтересованность выбранной специальностью), «G» (престижность профессии). Такой фактор, как «F» (отношение к выбранной специальности), который выявлялся в предложенной анкете через категорию «Нравится, интересная, полезная» выбираемую большинством, как студентами- экологами, так и студентами-психологами.
Так на 1 курсе – 84% экологов и 100% психологов, на 2курсе – 78% экологов и 90% психологов, на 3 курсе – 76% и 85%, на 4 курсе – 76% и 100% от общего числа респондентов. Причем у студентов-экологов к старшему курсу процент снижается по сравнению с 1 курсом; у студентов-психологов такой тенденции не наблюдается. Другой не менее интересный фактор «К» (увлечение профессиональной литературой) показал, несмотря на то, что половина студентов читает научную и популярную литературу по избранной специальности по необходимости, на самоинтерес студентов это влияет положительно: на 1курсе – 80%, на 2курсе – 52%, на 3 курсе – 88%, на 4 курсе – 52% исследуемых студентов-экологов. У студентов-психологов по необходимости читает только 3 курс- 55% , на остальных курсах преобладает интерес к литературе: на 1 курсе – 60%, на 2 курсе – 62%, на 4 курсе – 53% исследуемых студентов-психологов.
Таким образом, как у студентов-экологов, так и у студентов-психологов чтение профессиональной литературы по необходимости ярко выражено на 3 курсе, что может быть связано с кризисом 3 курса «переломным периодом» в обучении. А вот о факторе «Е» (осознанность, самостоятельность выбора) по полученным данным можно сказать, что как студенты-психологи, так и студенты-экологи осознанно и самостоятельно сделали выбор будущей профессии. Так на вопрос «Самостоятельно ли был сделан выбор, осознанно ли?» на 1 курсе – 84% студентов-экологов ответили утвердительно и 16% - отрицательно, а у студентов-психологов 95% ответили утвердительно, на 2курсе – 76% студентов-экологов ответили утвердительно и 24% - отрицательно, у студентов-психологов 86% ответили утвердительно и 14%- отрицательно, на 3 курсе – 68% студентов-экологов ответили утвердительно и 32% -отрицательно, у студентов-психологов 70%-положительно, 30%-отрицательно; на 4 курсе – 76% студентов-экологов ответили утвердительно и 24% - отрицательно; студенты-психологи - 95% положительно. А вот при рассмотрении фактора«G» (престижность профессии) получили данные, что студенты-экологи считают избранную специальность очень престижной.
Стили лидерства
В социальной психологии выделяют три наиболее распространенных стиля лидерства.
1) Демократический стиль.
Лидер согласует свою деятельность с членами группы, обсуждает с ними принимаемые решения, равномерно распределяет права, обязанности и ответственность между членами группы. Члены группы в равной мере защищаются и поддерживаются ли ...
Трудности общения как фактор человеческой несовместимости
Трудности общения могут быть рассмотрены с позиций различных отраслей психологии: общей, возрастной и педагогической, социальной, психологии труда, юридической и медицинской психологии индивидуальных различий.
Во время общения у его участников наблюдаются различные состояния, у каждого проявляются те или иные психические свойства лично ...
Исследование специфики сенсорного действия
Проблематика изучения сенсорной чувствительности претерпела существенную эволюцию за более чем вековую историю своего существования. Тем не менее, при несомненной значимости таких исследований, в психофизике до сих пор преобладает традиция сугубо количественного анализа результатов сенсорных измерений в зависимости от факторов, заданных ...