Невроз навязчивых состояний
Встречается у умственно отсталых редко. Основной его признак — навязчивые состояния, т. е. внезапно появляющиеся мысли, страхи или действия, не связанные с содержанием сознания и потому воспринимаемые больными как; чуждые, эмоционально неприятные. Критическое отношение к ним побуждает больного бороться с ними.
В основе происхождения этого невротического расстройства — конфликт, возникший из-за противоречий между влечениями, желаниями и потребностями личности, с одной стороны, и долгом, или нравственными принципами (как правило, навязываемыми авторитетными фигурами), — с другой. У умственно отсталых детей и подростков в связи с их неспособностью производить анализ своих переживаний обычно трудно выявить столь сложные расстройства. В тех же случаях, когда этот невроз диагностируется, его симптоматика оказывается рудиментарной. Она выступает скорее в виде насильственных явлений, которые лишены элементов осознавания переживаний и в связи с этим борьбы с ними.
Это расстройство, как правило, начинается постепенно у тревожных, склонных к немотивированным страхам, мнительных детей. В клинической картине могут наблюдаться страхи или такие симптомы, как элементарные движения или действия— грызение ногтей, сосание пальцев, счет или более сложные защитные ритуалы (сплевывание. прикосновения к каким-либо предметам, постукивания и т. д.)
Как правило, невротические расстройства у умственно отсталых детей и подростков отличаются моносимптомностью, при них чаще всего поражаются ослабленные болезнями или недостаточно сформировавшиеся органы и системы. В клинической картине очень большое место занимают сомато-вегетативные проявления, различные формы нарушений поведения, при которых растормаживаются более примитивные способы приспособления (нарушаются пищевое, самозащитное поведение). У них легко по механизмам условно-рефлекторного подкрепления образуются и закрепляются различные незрелые формы реагирования (например, пассивно-оборонительная реакция — страх).
Роли лидера
Роли лидера:
1) “Вожак” — человек, увлекающий других своим собственным примером, часто берущий всю ответственность за группу на себя. При этом возникают проблемы с делегированием прав, полномочий, ответственности другим членам группы.
2) “Организатор” — в совершенстве владеет искусством управления, способен оптимальным образом использ ...
Влияние индивидуально-типологических особенностей на восприятие студентами
образовательной среды педагогического ВУЗа
Целью исследования явилось выявление особенностей восприятия образовательной среды студентами. Мы предполагаем, что восприятие студентами образовательной среды зависит от влияния индивидуально-типологических особенностей личности. Анализ и обобщение научно-методической литературы. Психодиагностическая методика В.М. Русалова (опросник фо ...
Методологические аспекты психологического изучения современного терроризма
Важность определения сущности терроризма, сути этого явления, его структурных элементов как преступного деяния, обусловлена необходимостью выработки самостоятельного понятия терроризма.
Под сущностью терроризма следует понимать совокупность оригинальных признаков, характерных черт и отличительных особенностей, присущих терроризму как с ...