Структура профориентационной работы
Страница 3

Материалы » Психология профориентационной работы с подростками » Структура профориентационной работы

Изучение особенностей характера школьника в целях профдиагностики и профотбора выявляет психофизиологические особенности личности, что необходимо не только для характеристики его как исполнителя определённых видов трудовой деятельности, но и как будущего организатора производственного процесса в различных областях физического и умственного труда. Проектор лазерный для дома лучших лазерных проекторов для дома.

Итак, мы рассмотрели группы психологических характеристик личности, необходимых для изучения школьников в профориентационных целях. Таким образом, мы ответили на вопрос: Что изучать в личности школьника?

Теперь мы попытаемся дать ответ на вопрос: Как изучать указанные стороны личности учащихся?

Для изучения личности школьника в целях последующей профориентации можно использовать такие методы:

1. Наблюдение.

Оно может быть непосредственным и опосредственным, открытым и скрытым, включённым и невключённым, кратковременным и длительным, непрерывным и дискетным (первичным), многографическим и узким.

2. Анализ документов

и результатов деятельности учащихся — их личных дел, итогов медицинских обследований, классных журналов, творческих сочинений изделий и т.д.

3. Анализ практических действий

учащихся в школе, общественных местах в семье.

4. Анкетирование.

Вопросы анкеты могут быть трёх видов: дихотомические (требующие ответа “да” или “нет”), закрытые (анкетируемому даётся возможность выбора вариантов ответа) и открытые (отсутствует ограничение в ответах).

5. Беседы, интервью.

Для них должна быть тематическая направленность. Они могут проводиться как с самими учащимися, так и с учителями, классными руководителями, директорами школ, родителями и т.д.

6. Педагогический эксперимент.

Он может проводиться в естественных условиях учебно-воспитательного процесса. В ходе эксперимента используют наблюдение, беседу, анкетирование и другие методы. Педагогический эксперимент, проводимый в специальных лабораторных условиях, называют лабораторным. Его используют для уточнения методики педагогического исследования, определения наиболее эффективных приёмов воспитания профессиональных интересов, умений и навыков, способов контроля и самоконтроля за правильностью выполнения трудовых операций, в целях профотбора и т.д.

7. Метод обобщения независимых характеристик.

Суть этого метода заключается в том, что учителя, работающие в том или ином классе, дают свою характеристику школьникам. С этой целью можно привлечь и других лиц: родителей, одноклассников, школьного врача и т.д. После этого классный руководитель обобщает полученные им независимые характеристики.

Более глубоко и разносторонне изучить личность школьника можно, используя несколько методов. Затем полученные данные следует обобщить.

В результате получится целостная системная сумма знаний об ученике. Диагностический аспект профориентации тесно взаимосвязан с воспитательным. При изучении профессиональных интересов, склонностей, способностей, мотивов выбора профессии проводятся воспитательные мероприятия, направленные на усиление подготовки школьника к рекомендуемой либо избранной профессии.

Исходя из того, что психодиагностика занимает важное место в общей системе профориентации учащихся, необходимо подчеркнуть, что одной из ведущих её задач является определение готовности учащегося к выбору профессии.

Готовность к выбору профессии – это, во-первых, внутренняя осознанность самого факта выбора и определённость профессиональных интересов, во-вторых, осведомлённость ученика о своих способностях и о том, какие физические и психологические требования предъявляет профессия к человеку. Вот почему педагогу важно овладеть методами изучения учебников в решении профориентационных задач. С помощью имеющихся методов педагог может выявить склонности ученика, с одной стороны, и его возможности — с другой, а затем наметить программу воспитания и самовоспитания.

Страницы: 1 2 3 


Отношения и социально-психологические качества личности
Если сравнивать людей между собой по присущим им социально-психологическим характеристикам, то они отличаются друг от друга степенью осознания своих отношений сторонам действительности, а также глубиной и правильностью понимания причин, которые эти отношения вызывают. Эти факторы зависят от определенных черт характера, под которым в пси ...

Условия и средства развития способности к рефлексии при подготовке к профессиональной деятельности
Проектирование новых форм обучения многими исследователями связывается с задачами целенаправленного формирования рефлексии. Проблема определения условий становления рефлексии в учебной деятельности в этой связи все чаще выступает предметом изучения, а разработка средств ее формирования приближает практическую возможность управления разв ...

Возникновение потребностей
Формирование человеческих потребностей в онтогенезе - развитие форм интенциональности деятельности - за счет присвоения новых общественно выработанных предметов, с которыми происходит связывание биологических потребностей. Существенную роль при этом имеет подражание, ориентированное на значимых взрослых или референтные группы. Индивид ...