Психологические особенности личности террористаСтраница 2
-мужчины, осужденные по статьям терроризм или близким к нему статьям;
-мужчины, осужденные по «легким» статьям 158 и 159 (кража и мошенничество);
-женщины, осужденные по статьям терроризм или близким к нему статьям;
-женщины, осужденные по «легким» статьям 158 и 159 (кража и мошенничество).
Объем каждой группы составляет 4 человека (общая численность выборки 16 человек). Диагностическое обследование осуществлялось с использованием следующих методик: Тест «Модель камикадзе» (модифицирован Г.А. Аминевым), Тест «Агрессия как социальное научение» (Бандура), Опросник «Басса-Дарки», Тест «Преступный приказ» (Г.А. Аминев, Р.И. Аминева), Танатогенический скрининг-тест (Г.А. Аминев, Э.Г. Аминев, Б.А. Нейман), Тест «Уровень пассионарности» (Г.А. Аминев, Р.И. Аминева), Методика измерения самооценки (А.Ц. Пуни), а также проективные методики и Цветовой тест М. Люшера (адаптирован Л.Н. Собчик).
Анализ полученных результатов позволяет сделать следующие выводы относительно группы террористов и террористок:
-испытуемые проявляют склонность к подчинению приказу, они внушаемы, корыстны, склонны к самоубийству, им свойственно повышенное чувство долга, безжалостность;
-субъектами социального научения выступают семья и друзья;
-испытуемые экстраверты, неконтролирующие себя, защищающиеся, с выраженной личностной агрессией, с ориентацией гнева наружу, характеризуются неустойчивой самооценкой;
Следует уточнить, что в ходе нашего исследования не было выявлено значительных различий по личностным характеристикам между обследуемыми «мужской» и «женской» выборок. То есть представляется возможным предположить, что по личностным особенностям террорист-мужчина и террористка-женщина схожи.
Касательно различий между женщинами-террористками и «обычными» преступницами можно сказать следующее: в группе женщин-террористок значительно выражен уровень пассионарности, что позволяет утверждать о наличии ощущения собственной исключительности, желание поменять этот мир. Также женщины-террористки проявляют большую подозрительность (что подтверждает наличие у террористов феномена постоянной настороженности) и подверженность приказу, что позволяет сделать вывод о том, они подчиняемы, внушаемы, исполнительны, обязательны, склонны к повиновению.
Различия мужчин-террористов от мужчин осужденных по статьям 158, 159 УК РФ в целом схожи с различиями в женской выборке: в группе террористов агрессивность не ярко выражена, субъектом социального научения стабильно выступают семья и друзья; «обычные» же преступники не показали таких четких и стабильных закономерностей.
Стоит отметить, что наиболее достоверные различия были получены в ходе сравнительного анализа женских групп террористок и «обычных» преступниц. Мы предполагаем, что это связанно с тем, что среди женщин-террористок было больше субъектов, осуществлявших свою террористическую деятельность в соответствии с идейными, религиозными соображениями, в то время как среди мужчин, осужденных по статьям терроризм больше так называемых «меркантильных террористов». К тому же мы признаем малочисленность выборки, но объясняется это специфичностью и малочисленностью генеральной совокупности.
Личность террориста всегда привлекала к себе внимание исследователей. Считалось, что стоит понять это сложноорганизованное целое, как все станет понятным в психологии терроризма и проблема борьбы с ним получит надежную научную базу. Однако именно это оказалось наиболее сложной задачей как в теоретическом, так и в методологическом планах.
Упражнение «испорченный телефон»
Цель упражнения: совершенствование навыков невербальной коммуникации; общение без помощи слов; способности понимать партнера на невербальном уровне.
Из зала выбираете пять человек, четыре из них выходят из комнаты. Пятому даёте текст: „ У отца было 3 сына. Старший умный был детина, средний был ну так себе, младший сын был не в себе“. О ...
Отношение к надежде и значимые жизненные события
Традиционно в психологии, вслед за основоположниками отечественной концепции отношений А.Ф. Лазурским и В.Н. Мясищевым, отношение рассматривается как психологическая связь человека с окружающим его миром вещей и людей, движущая сила личности, образующая целостную систему из трех взаимосвязанных между собой компонентов: 1) отношение к се ...
Диагностика конфликтной ситуации
В ходе диагностики конфликтной ситуации нами были рассмотрены три группы методов:
1). Психологические:
– Самооценка комплекса неполноценности.
– Тест на склонность к внутриличностному конфликту (Кноблох - Фальконетт)
– Самооценка характера по методике Р. Кэттела
2). Методы социальной работы
– Карта социального развития ребенка
– ...