Классификация ощущений
Ощущения – это основной источник знаний о внешнем мире и о собственном теле. Это отражение психики человека, отдельных свойств предметов и явлений:
- громкость;
- цвет;
- величина;
- форма;
- температура.
Ощущения воспринимаются с помощью органов чувств, как на сознательном, так и бессознательном уровне.
Благодаря ощущениям человек может воспринимать сигналы и отражать свойства и признаки вещей внешнего мира и состояний организма. Ощущения связывают человека с внешним миром, являясь одним из главных, источником познания и важным условием его психического развития.
Разделившиеся во мнении с психологами, философы-идеалисты считали, что основным источником нашей сознательной жизни являются не ощущения, а внутреннее состояние сознания, способность, которая заложена от природы – разумно мыслить. Все это легло в основу философии «рационализма».
Еще давно различали пять основных видов (модальность) ощущений – это обоняние, вкус, осязание, слух и зрение.
Судя по основным «модальностям» эта классификация правильная, но не полная.
Для исчерпывающего ответа, учтем, что классификацию можно провести по двум главным принципам: систематический и генетический.
Систематическая классификация ощущений
Из самых крупных и существенных групп выделим три основных типа:
1. интроцептивный тип;
2. проприоцептивный тип;
3. экстрацептивный.
Интероцептивные ощущения сигнализируют о состоянии внутренних процессов организма, доводят до мозга раздражения, которые исходят из стенок желудка, кишечника, сердца, кровеносной системы и других.
Проприоцептивный тип ощущения обеспечивает сигналы о положении тела в пространстве и, естественно, о положении в пространстве опорно-двигательного аппарата. Ощущения составляют афферентную (приносящую) основу движений человека и участвуют в их регуляции.
Самая большая группа ощущений – это экстероцептивные. Эти ощущения доставляют до человека информацию, которая поступает из внешнего мира, являясь основной группой ощущений, и связывает человека с внешней средой. Экстероцептивные ощущения разделяют на две подгруппы: контактные (вкус, осязание) и дистантные (слух, зрение, обоняние) ощущения.
Влияние поселения на межличностные отношения молодых людей
Проблема межличностных отношений является одной из самых актуальных при обучении в высшей школе. Поскольку в университете учебный процесс существенно отличается от организации учебной деятелности в школе, приходящим в университет студентам приходится устанавливать новые типы межличностных взаимоотношений. Межличностные отношения – это с ...
Общее понятие о характере
В буквальном переводе с греческого характер означает чеканка, отпечаток. В психологии под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях.
Характер - это индивидуальное сочетание сущес ...
Аффективные нарушения. Особенности эмоционального развития
В младенческом возрасте наблюдается задержка сроков появления первой улыбки. Отсутствуют положительные эмоции в ответ на улыбку взрослого, ласковый разговор. Ребенок улыбается, как правило, при виде неодушевленного предмета. «Комплекс оживления» возникает позднее, отмечается рудиментарность его проявления (отсутствие одного из компонент ...