Разработка методики диагностики отношения личности к собственному выборуСтраница 1
Целью нашей работы стало создание универсального методического инструмента, предназначенного для диагностики процесса выбора и субъективной оценки разноплановых и разноуровневых выборов, совершаемых человеком, а также выделение инвариантной факторной структуры отношения личности к процессу взвешивания альтернатив и принятому решению, не зависящей от самой ситуации выбора.
При разработке методики мы исходили из представления о выборе как о процессе, внутренней деятельности, обладающей индивидуальными различиями и поддающейся структурному анализу, обучению и коррекции.
Исследовательская методика "Субъективное качество выбора" (СКВ) построена по образцу классического семантического дифференциала Ч. Оскуда (7-балльная шкала оценки) и состоит из двух частей: определенного набора пар словосочетаний - дихотомий, описывающих процесс выбора ("Я сделал этот выбор…" - I часть опросника) и его результат ("Принятое мной решение…" - II часть опросника, соответственно).
В целях выделения инвариантных параметров СКВ исследование проводилось на разнородных выборках в течение нескольких лет.
1. Исходная версия опросника (Леонтьев, Мандрикова, 2004-2005) состояла из 30 пар словосочетаний (I часть - 20 п., II часть - 10 п), она использовалась для оценки выбора темы курсовой работы студентами физического и психологического факультетов МГУ им. М.В. Ломоносова (159 человек).
2. Далее СКВ был дополнен до 97 шкал (37+60) и предложен для заполнения выборке из 100 человек (разного пола, возраста, социального положения и уровня образования) с инструкцией: "Подумайте о выборе, сделанном Вами недавно" (Фам, Мандрикова, 2006).
3. Сокращенный вариант опросника (22+28) - после факторизации полученных результатов (метод главных компонент, вращение Varimax) с целью исключения неработающих шкал - был использован в следующих 3 сериях исследований:
а) исследование отношения к своему выбору на материале выборов в Московскую Городскую Думу (Леонтьев, Фам, 2005); выборка: 124 студента 2 курса Московского института экономики, менеджмента и права;
б) исследование субъективного качества выбора брачного партнера (Удальцова, Леонтьев, 2007); выборка: 56 человек (в день подачи заявления о регистрации брака в ЗАГС);
в) оценка выбора ВУЗа для поступления (в рамках комплексного исследования личностного потенциала, проведенного на 112 абитуриентах факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова) (Гордеева, Леонтьев, Осин, 2007).
В результате обработки полученных данных были выявлены различные факторные структуры, размерность которых варьировала от 3 до 7 факторов для I части опросника и от 1 до 5 факторов для II части).
Качественный анализ полученных факторных структур позволил выделить 3 инвариантных параметра описания субъективного качества процесса выбора (доля объясняемой фактором дисперсии находится в пределах 45-55%) и 1 параметр описания субъективного качества его результата (объяснение 37-40% дисперсии). Каждый из факторов краткой четырехмерной версии СКВ содержит 4 шкалы. Содержательно факторы интерпретируются следующим образом:
1) Основательность выбора (обдуманный, добросовестный, ответственный выбор, выбор как деятельность - спонтанный выбор, выбор как реакция);
2) Эмоциональный знак выбора (эмоционально положительное отношение к выбору - амбивалентное отношение к выбору);
3) Самостоятельность выбора (автономный выбор - вынужденный выбор);
4) Удовлетворенность выбором (принятие сделанного выбора - сомнение в выборе).
Анализ корреляций факторов, проведенный для всех проанализированных выборок (корреляция Пирсона, двусторонний тест значимости), показал тесную связь процессуальных характеристик выбора с удовлетворенностью принятым решением. Исследование надежности, валидности и универсальной репрезентативности получившейся краткой 16-шкальной версии СКВ является задачей дальнейшей работы.
Особенности взаимосвязи социальной идентичности и жизнестойкости у студентов
Проблема социальной идентичности по праву считается одной из центральных тем современной социальной психологии. И это не случайно: события во Франции 2005 года, "сексуальная революция" в США, проблема интеграции культуры эмигрантов в традиционную культуру Западной Европы и России - вот лишь несколько причин для всплеска интереса к проблеме самосознания личности и ее самоощущения. Однако ключевые вопросы данной проблемы до сих пор дискутируются. В том числе чрезвычайно рознятся точки зрения на формирование социальной идентичности.
Виды эмоций и чувств
Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значения для ее удовлетворения пре ...
Диагностика конфликтной ситуации
В ходе диагностики конфликтной ситуации нами были рассмотрены три группы методов:
1). Психологические:
– Самооценка комплекса неполноценности.
– Тест на склонность к внутриличностному конфликту (Кноблох - Фальконетт)
– Самооценка характера по методике Р. Кэттела
2). Методы социальной работы
– Карта социального развития ребенка
– ...
Примирение с общепринятым пониманием эмоций
Наши представления позволяют в некоторой степени примирить периферическую теорию с общепринятым пониманием эмоций.
Общепринятое мнение о том, что страх часто возникает уже после осознания опасности той ситуации, в которой мы находимся, является верным. Только это осознание не сводится, как предполагает классическая теория, к чисто инте ...