Разработка методики диагностики отношения личности к собственному выборуСтраница 2
В психоанализе социальная идентичность рассматривалась как ощущение человеком своей коллективной целостности, а ее источником считался конфликт личностной идентичности и требований социума. В бихевиоризме М. Шериф показал, что личность обладает только одной идентичностью - социальной. Она является обязательным атрибутом группового членства т.к последнее предполагает существование других, антагоничных групп и конфликта с ними. Наконец, в когнитивном направлении Г. Тэджфел и Дж. Тернер трактовали социальную идентичность как восприятие личностью себя членом группы. Причем, согласно предположениям исследователей, с одной стороны, социальная идентичность складывается из восприятия индивидом себя как члена определенных социальных групп, а, с другой, - из восприятия себя как носителя определенных качеств и свойств, общечеловеческих ценностей. По Г. Тэджфелу и Дж. Тернеру, личностная социальная идентичность является предпочтительной при установлении социальных контактов, а групповая - при быстрой категоризации социального окружения. Личностная социальная идентичность является более зрелой формой идентичности.
Таким образом, в основных теориях социальной идентичности ее формированию предшествует конфликт; социальная идентичность всегда является результатом разрешения ситуации неопределенности. Соответственно, можно предположить, что способы разрешения кризиса определяют особенности формируемой социальной идентичности. В связи с этим обратимся к учению о жизнестойкости, предложенного С. Мадди. Жизнестойкость - это база, исходя из которой перерабатываются стрессовые воздействия, это катализатор поведения, которой позволяет трансформировать негативные впечатления в новые возможности. Она состоит из трех взаимосвязанных аттитюдов (или установок, как называет их Мадди): "вовлеченности" (включенности), "контроля" и "вызова" (принятия риска). "Включенность" - важная характеристика в отношении себя и окружающего мира и характера взаимодействия между ними, которая дает силы и мотивирует человека к реализации, лидерству, здоровому образу мыслей и поведению. Она дает возможность чувствовать себя значимым и достаточно ценным, чтобы полностью включаться в решение жизненных задач, несмотря на наличие стрессогенных факторов и изменений. "Контроль" мотивирует к поиску путей влияния на результаты стрессогенных изменений, в противовес впаданию в состояние беспомощности и пассивности. "Вызов" помогает человеку оставаться открытым окружающей среде и обществу. Он состоит в восприятии личностью события жизни как вызова и испытания лично себе. Суммируя, можно сказать, что жизнестойкость - это особый паттерн установок и навыков, позволяющих превратить изменения в возможности.
Нами была выдвинута гипотеза, согласно которой аттитюды жизнестойкости детерминируют формирование у личности более зрелой формы социальной идентичности - личностной социальной идентичности. Первым шагом к ее утверждению стало изучение особенностей взаимосвязи социальной идентичности и жизнестойкости.
Для исследования социальной идентичности использовалась методика М. Куна "Кто я". Обработка полученных с помощью нее данных проводилась на основе "ключа" разработанного Ю.А. Васильевой. При интерпретации ответов испытуемых использовались следующие категории:
1. Идентификация - возрастная, общечеловеческая национальная, региональная, религиозная, половая, семейная, межличностная, профессиональная;
2. Личностные характеристики - имя, личностные качества, личностные позиции, предпочтения, умения, особенности поведения. Затем ответы ранжировались: идентичности, указанной в первой шкале, присваивался высший ранг - 10, а в последней - ранг 1. Далее путем суммирования рангов, соответствующих групповой и личностной социальным идентичностям, все ответы сводились в две шкалы, отражающие соответствующие разновидности социальной идентичности.
Для исследования жизнестойкости и образующих ее аттитюдов использовался Тест жизнестойкости, представляющий собой адаптацию методики С. Мадди Hardiness Survey, выполненную Д.А. Леонтьевым и Е.И. Рассказовой.
Проведенный при помощи программы Statistica 6.0 корреляционный анализ полученных данных выявил значимую положительную корреляцию между аттитюдом "Контроль" и личностной социальной идентичностью (r=0.4 при p<0.01) и значимую отрицательную корреляцию между аттитюдом "Контроль" и групповой социальной идентичностью (r=-0.4 при p<0.01). Таким образом, студенты с выраженной личностной социальной идентичностью убеждены, что их личные действия позволяют влиять на происходящие вокруг явления. Соответственно, при взаимодействии с другими людьми они будут ориентироваться на их личностные особенности с целью более эффективного общения. Наоборот, студенты с выраженной групповой социальной идентичностью не вполне уверены, что их поступки на что-то влияют. При взаимодействии с другими людьми они скорее предпочтут ориентироваться на выработанные до них стереотипы.
Психологические особенности личности террориста
Терроризм за последние годы приобрел глобальный характер, угрожая интересам граждан, общественной безопасности, стабильности государств, международным отношениям.
В анализе личности террориста наиболее важным является вопрос о том, ради чего и почему террорист занимается террором – вопрос о его внутренней мотивации. По мнению В.Ф. Пиро ...
Примеры психокоррекционных игр. Гвалт
Цель: развитие концентрации внимания, развитие слухового внимания. Условия игры. Один из участников (по желанию) становится водящим и выходит за дверь. Группа выбирает какую-либо фразу или строчку из известной всем песни, которую распределяют так: каждому участнику по одному слову. Затем входит водящий, и игроки все одновременно, хором, ...
Различие между чувствами и эмоциями
Для чего в повседневной жизни служат чувства и для чего — эмоции? На эти два вопроса у нас сразу же напрашиваются весьма различные ответы: чувства в нашем поведении полезны, тогда как эмоции целесообразными не являются.
В самом деле, нам совсем легко представить человека, который никогда не переживал бы эмоции, никогда не испытывал бы ...