Роль личностных свойств в экстремальных ситуациях
Страница 1

Материалы » Преодоление стрессовых ситуаций » Роль личностных свойств в экстремальных ситуациях

С целью подтверждения данного факта, нами было проведено исследование. Для этого была отобрана группа респондентов, так или иначе связанная с экстремальными ситуациями в своей деятельности, в частности, молодые люди, стремящиеся к овладению мастерством в экстремальном виде спорта «маунтинбайк» (N=66). За основу был взят опросник «Стиль саморегуляции поведения» ССП-98 (В.И. Моросанова). Также в ходе работы использована совокупность методик, позволяющих изучить индивидуально-психологические особенности и личностные свойства испытуемых.

Данные полученные в результате психодиагностического среза были подвергнуты корреляционному и сравнительному анализу.

В первом случае был проведен тщательный анализ корреляционных взаимодействий шкалы «общего уровня саморегуляции» опросника ССП-98 с другими личностными свойствами испытуемых. Во втором установлены различия в содержательном аспекте готовности к риску на двух контрастных уровнях в процессе саморегуляции в экстремальных ситуациях.

На первом этапе для выявления наиболее сильных корреляционных связей за минимальное значение Pearson Correlation мы взяли p=0, 318 при Sig. (2-tailed) = 0, 09.

В результате наиболее сильные связи со шкалой «общий уровень саморегуляции» набрали следующие шкалы – по методике ССП-98 (В.И. Моросановой): «моделирование» (p=0, 522 при sig. (2-tailed) = 0, 00), «программирование» (p=0, 477 при sig. (2-tailed) = 0, 00), «оценка результатов» (p=0, 471 при sig. (2-tailed)=0, 00), «гибкость» (p=0, 556 при sig. (2-tailed) = 0, 00); по методике САМОАЛ Н.Ф. Калининой – «высокая потребность в познании» (p=0, 322 при sig. (2-tailed) = 0,08), «спонтанность» (p= - 0, 345 при sig. (2-tailed) = 0, 05); по методике диагностики волевых особенностей личности (ВКЛ) М.В. Чумаковой – «выдержка» (p=0, 329 при sig. (2-tailed) = 0, 07); по опроснику МакКрае – Коста («Большая пятерка») – «привязанность - обособленность» (p=0, 412 при sig. (2-tailed)=0, 01), «сотрудничество-соперничество» (p=0, 436 при sig. (2-tailed) = 0, 00), «доверчивость-подозрительность» (p=0, 318 при sig. (2-tailed) = 0, 09).

Корреляционный анализ выявил прямую зависимость уровня саморегуляции от личностных свойств и охарактеризовал испытуемых как способных в экстремальных условиях саморегулировать свою активность при помощи, прежде всего:

процесса гибкости и моделирования принятия решений. При возникновении непредвиденных обстоятельств такие испытуемые легко перестраивают планы и программы исполнительских действий и поведения, они способны быстро оценить изменение значимых условий и перестроить программу действий;

высокой потребности в познании, характерной для самоактуализирующейся личности, всегда открытой к новым впечатлениям;

выдержки, усилий, привязанности, сотрудничеству и доверчивости.

Влияние рассмотренных личностных свойств на процесс саморегуляции можно объяснить, цитируя высказывание тренера по маунтинбайку «…Скоростной спуск – это не борьба с соперником, это борьба со скоростью, и, прежде всего с собой. Он требует от человека полной концентрации, заставляет отключить привычный разум и принимать решения ранее редко задействованные…».

На втором этапе проведенное нами исследование, изучающее личностные свойства испытуемых, предпочитающих заниматься экстремальными видами спорта, показало, что большинство из них подсознательно предпочитаю избегать рискованные ситуации и оценивают себя по методике диагностики степени готовности к риску Шуберта, как людей «слишком осторожных». Так, из выборки (N=66) только 30% оценили себя как «склонных к риску», 47% «среднее значение» и 23% «слишком осторожные».

Получается, что экстремалы, занимаясь экстремальным видами спорта, не оценивают себя таковыми. Можно предположить, что данный процентный показатель сложился в результате того, что молодежь, ежедневно подверженная экстремальным воздействиям, становиться более осторожной и критичной к себе и своему окружению, нежели лица, предпочитающие рациональный образ жизни.

Это послужило основанием для проведения сравнительного анализа среди групп экстремалов на двух контрастных уровнях готовности к риску, в результате которого было выявлено, что для лица с высоким уровнем готовности к риску оказались в большей степени свойственны – спонтанность (САМОАЛ), расслабленность («Большая пятерка»), беззаботность («Большая пятерка»), эмоциональная комфортность («Большая пятерка»), эмоциональная стабильность («Большая пятерка»), в меньшей – экстернальность в области производственных отношений (УСК).

Страницы: 1 2


Характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи
Нарушения речи у детей групп с ТНР можно классифицировать и кодифицировать следующим образом: расстройство экспрессивной речи (моторная алалия); расстройство рецептивной речи (сенсорная алалия); приобретенная афазия с эпилепсией (детская афазия); расстройства развития речи и языка неуточненные (неосложненный вариант общего недоразвития ...

Моральные чувства
Объектом моральных чувств являются отдельные люди, человеческие коллективы, социальные институты, жизненные события, человеческие взаимоотношения и сам человек. Моральные чувства – это все те чувства, которые испытываются человеком при восприятии им явлений действительности под углом зрения нравственности, отправляясь от категорий морал ...

Интеллект. Различные взгляды на интеллектуальные способности.
Развитие общих способностей человека предполагает развитие его познавательных процессов: памяти, восприятия, мышления, воображения. Совокупность познавательных процессов человека определяет его интеллект. «Интеллект – это глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами ...