Ощущение
Ощущение – это отражение в сознании свойств и качеств предметов или явлений, воздействующих на органы чувств человека. Ощущение – начальный этап всякого познания.
Отражение свойств и качеств происходит на основе работы органов чувств. Существенную роль играют зрение, слух, осязание, обоняние, вкус и др.
Посредством зрения человек получает основной объем информации, в частности, отражает такие стороны действительности, как свет, цвет, форма, движение. Слух обеспечивает прием значительного потока информации в звуках, шумах, вибрациях. Осязание дает также весьма заметное число впечатлений и прежде всего о форме, плотности, температуре. Обоняние, вкус и др. также раскрывают нам различные стороны действительности.
Каждый орган чувств характеризуется чувствительностью, которая, в свою очередь, определяется минимальным порогом ощущения. Последний оценивается по минимальной силе раздражителя, впервые ощущаемого данным органом чувств. Например, нижняя граница ощущения высоты звука составляет 15 гц, света – 0,001 свечи и т.д.
Качество ощущений зависит от различительной чувствительности органов чувств, которая, в свою очередь, характеризуется минимальной величиной различия между раздражителями, впервые замечаемого человеком. По данным психологических исследований, величина прибавки силы раздражителя, необходимая для ощущения едва заметной разницы, составляет в звуке 1/10, свете 1/100, давлении 1/30 исходной величины.
Существует и максимальный порог ощущений, т.е. определенный предел величины и силы раздражителя, сверх которого он перестает адекватно ощущаться. Например, звуковое колебание силой более 12000 дб ощущается уже как болевое.
Важным в определении рабочих возможностей человека показателем является диапазон чувствительности, которым может характеризоваться каждый орган чувств. Им определяется пропускная способность органа чувств. Она равна "рабочей зоне", лежащей между минимальным и максимальным порогами.
Органы чувств не сразу включаются в оптимальный режим работы. Этот процесс называют адаптацией, и он происходит в течение определенного времени для различных органов чувств и различных людей и условий. Например, глаз адаптируется к темноте в течение 4-5 минут частично, 40 минут – достаточно и 80 минут полностью.
Влияет на пропускную способность органов чувств и взаимодействие между ними. Это влияние может носить как положительный, так и отрицательный характер.
Проблема мотивации.
В теории А.Маслоу, так же как в концепции Г.Олпорта, центральное место занимает проблема мотивации. В противоположность фрейдистам, исходящим из положения о непримиримой антагонистичности индивида и общества, о врожденной эгоистичности, антисоциальности человека, Маслоу доказывает, что социальность заключена в самой природе человека, ч ...
Формирование эмоциональной регуляции поведения детей с нарушением зрения с
использованием элементов биоигры
Эмоциональная регуляция поведения предполагает, с одной стороны, предоставление ей возможность для совершения поступков, соответствующих нравственным нормам нашего общества, их поощрение, с другой стороны - побуждение личности воздерживаться от нежелательных для общества поступков, осуждать их, разнообразными методами исправлять поведен ...
Подгрупповые занятия
На завершающем этапе работы с родителями дефектологом проводятся подгрупповые занятия, когда встречаются двое детей и их мамы. Специалист-дефектолог организовывает подобные занятия лишь после того, как удается сформировать сотрудничество мамы со своим ребенком на индивидуальных занятиях.
Как показали исследования и данные анкетирования ...