Развитие психологии в Сибири - история, реальное состояние и перспективы
Страница 1

Материалы » Развитие психологии в Сибири - история, реальное состояние и перспективы

1. НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА: Развитие психологии в Сибири: история, современное состояние и перспективы

2. АКТУАЛЬНОСТЬ: Историко-системный анализ становления научной и практической психологии в Сибири позволил вскрыть внутренние тенденции развития психологической науки, предвосхитить ее будущие перспективы и тем самым внести существенный вклад в построение теории отечественной психологии, повышение качества психологической помощи и в расширение спектра психологических услуг, оказываемых населению региона. Историко-системный анализ способствует дальнейшему становлению научных психологических знаний на основе развития психологических школ региона Сибири и их взаимодействия с основными научными школами России (Москва, Санкт-Петербург, Ярославль, Ростов и др.), что в целом способствует формированию единого психологического регионального сообщества.

3. СОЦИАЛЬНАЯ, НАУЧНАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ: Выполненная работа способствовала:

• организации академических и практических психологов в единое профессиональное сообщество региона Сибири;

• внедрению в практику социально-психологического и клинико-психологического обслуживания населения региона Сибири моделей, разработанных на основе теоретических концепций;

• активизации научного поиска психологов на решение актуальных задач сибирского региона;

• представлена основная социально-психологическая проблематика различных групп населения сибирского региона;

• повышению мотивации властных структур на создание центров психологической помощи различным группам населения.

Научная значимость заключается:

• в систематизации и углубленном анализе истории становления и современного состояния научной и практической психологии в Сибири;

• продемонстрирована возможность использования транспективного анализа как методологически оправданного средства познания, адекватного постнеклассическому мышлению, где решающее значение приобретают те культурные и ценностно-смысловые контексты, с которыми научное сообщество соотносит познаваемую и понимаемую реальность;

• в описании основных научных психологических школ и направлений психологов региона Сибири, а также тенденций и перспектив их развития;

• в обозначении логики развития научной психологии в Сибири в качестве неотъемлемой составляющей отечественной психологии;

• в появлении целого ряда оригинальных концепций и теорий: теория психологических систем, транскоммуникативный подход, общая теория фиксированных форм поведения, концепция индивидуально-типологических различий как детерминант вариантов нормативного развития, концепция этнопсихологии совладающего поведения, концепция персонального мифа, гетеростазическая концепция психологического стресса, концепция самореализации с позиций системного подхода.

Практическая значимость:

• разработаны и внедрены формы координации психологического сообщества региона Сибири через работу Сибирского Психологического форума (с периодичностью 1 раз в два года в различных сибирских психологических центрах), проведение Ярмарок инициатив в практике психологического сопровождения, деятельность диссертационных советов, систему научно-исследовательской подготовки соискателей, проведение постоянно действующего открытого методологического семинара, межрегиональную лабораторию по этнопсихологии развития и становления личности, работу Сибирского центра толерантности и социальной безопасности, редакционной деятельности «Сибирского Психологического Журнала», постоянно действующие Школы молодых ученых, повышение мобильности преподавателей и студентов психологических факультетов региона Сибири;

• внедряется система спутниковой Интернет-технологии преподавания психологических дисциплин и проведения Интернет-форумов регионе Сибири, функционирует психологическая Интернет-лаборатория;

• разработка разделов лекционных и факультативных курсов по истории психологии Сибири, методологическим основам психологии, практической психологии, этнопсихологии;

• подготовлено методическое пособие «История психологии в Сибири» для студентов психологических и педагогических специальностей и эскизный проект монографии «История психологии Сибири» для аспирантов, докторантов и соискателей психологических специальностей;

• сформирован банк данных о моделях психологического сопровождения в практике социального обслуживания населения: психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение в профилактике злоупотребления психоактивными веществами, модель профилактики интолерантного поведения в образовательной среде, модели психологического сопровождения в ситуации изменения образа жизни (общеобразовательная школа, учреждения дополнительного образования, вуз, миграционная служба, пенитенциарные учреждения, реабилитационные центры для участников локальных конфликтов и для детей с особенностями развития, антикризисные центры) и программах психологической коррекции и реабилитации в клинической практике.

Страницы: 1 2 3 4 5


Метафора в психотерапии
Большинство психотерапевтических направлений активно используют метафору как средство воздействия на клиента. Метафорическая коммуникация (общение посредством метафор) занимает видное место в гештальт-терапии, НЛП, гуманистически и экзистенциально ориентированных подходах, эриксонианстве. Во многих видах психотерапии метафора выполняет ...

Ощущение как источник познания
Ощущения позволяют человеку воспринимать сигналы и отражать свойства и признаки вещей внешнего мира и состояний организма. Они связывают человека с внешним миром и являются как основным источником познания, так и основным условием его психического развития. Однако несмотря на очевидность этого положения, в истории идеалистической филос ...

Возникновение психологического подхода к проблеме психического здоровья
Начало другого подхода к пониманию к пониманию психологического здоровья, как известно, было положено З. Фрейдом, который понимал многие психические нарушения как следствие внутриличностных конфликтов, которые тревожат даже здоровых людей. Он полагал, что весь спектр негативных эмоциональных переживаний (депрессия, тревожность и др.) – ...