Развитие психологии в Сибири - история, реальное состояние и перспективыСтраница 3
В 2005 году на основе собранных материалов по истории психологии в Сибири под руководством проф. Э.И. Мещеряковой была подготовлена заявка для участия в конкурсе РГНФ. Инициативный проект был поддержан этим научным фондом (№ 05-06-06016а), что способствовало активизации исследовательской работы и расширению ее объема. В ходе реализации проекта был проведен Круглый стол по проблеме "Психология в Сибири: история и современность" с участием заведующих кафедр и деканов психологических факультетов, а также руководителей ведущих психологических служб Сибирского региона. В его итоге было принято коллективное решение о совместной исследовательской работе с перспективой подготовки будущей коллективной монографии. Проведена подготовка методического инструментария работы: разработка сценариев глубинных интервью-бесед, подготовка анкет, приобретение необходимого оборудования и материалов. Был организован сбор материалов: работа в архивах; в научных библиотеках вузов; интервью и беседы с ведущими научными работниками и практиками психологии; интервью и беседа с первыми организаторами психологических служб и курсов подготовки психологов; ознакомительная и аналитическая работа с научными публикациями, научно-методической деятельностью. Проведены анализ, обобщение и оформление полученных материалов, собранные данные осмыслены с последующим определением тенденций и перспектив развития психологической науки и практики в Сибири. Результаты исследования по всем разделам проекта представлены в статьях специального выпуска Сибирского психологического журнала. Подготовлен итоговый отчет по проекту РГНФ. Самая подробная информация 8до 447 021 на сайте.
Деятельность по реализации проекта в значительной мере способствовала интеграции и организации профессионального сообщества психологов Сибири. В качестве промежуточных итогов этой деятельности можно рассматривать подготовку очередного Сибирского психологического форума, проведение которого планируется в июне 2006 года в г. Иркутске, проведение традиционных Школ психологов-исследователей, конференции молодых ученых-психологов сибирского региона.
8. РЕЗУЛЬТАТЫ, ВЫВОДЫ. В содержательной части:
В результате проведенных исследований установлено, что процесс развития сибирской научной психологии, релевантный процессу трансформации общества на российском и региональном уровнях, выявляет две неравнозначные тенденции в развитии психологии в регионе: а) усложнившаяся социальная реальность, нестабильный изменяющийся мир с нестабильным, изменяющимся его образом вызывает расширение символического поля сознания современного человека, обусловливает формулирование принципиально новых методологических задач во взаимоотношениях науки и общества;
б) рассмотрение традиционных феноменов психологии в культурно-исторической перспективе, гуманитарное начало в контексте антропологизации предмета психологии, использование символического начала с трудом находит свое отражение в исследовательских приемах и новых областях исследования.
Анализ научно-исследовательской, организационно-образовательной и социально-психологической подсистем специфики профессионального сообщества психологов показал, что развитие сибирской психологии, неравномерное по разным регионам, идет по линии творческого контакта с традицией, с одной стороны, и инновационностью, с другой, что позволило провести системную классификацию стратегий развития психологии в Сибири.
Выделены 5 основных стратегических линий – компонентов развития и становления психологии в Сибири:
• Стратегия образовательных программ включает такую организацию учебного процесса в процессе обучения психологии, когда осуществляется включение студентов в исследовательские проекты, происходит увеличение доли платного обучения, формирование традиций, означающих, что этап становления переходит в этап развития.
• Стратегия научно-исследовательских поиска базируется на тенденции перехода от монодисциплинарности к междисциплинарности, от естественнонаучной к гуманитарной парадигме, к комплексированию теоретических и методико-эмпирических, экспериментальных программ. Стремление к гармоничному сочетанию всех вышеуказанных направлений на современном этапе позволяет избежать некоторых доминантных перекосов, которые наблюдались в прошлом.
• Стратегия риска в менеджменте характеризует деятельность новой генерации лидеров сибирской психологии. Стратегия риска характеризуется ответственностью, уверенностью, умением приложить максимум усилий для достижения нужного исхода, оперативной устойчивостью, оптимальными индивидуально-психологическими свойствами лидера.
• Стратегия рекламы и экономики. В сибирском профессиональном сообществе психологов наметились тенденции к рассмотрению психологического образования как товара, а научных теорий, понятий и имен ученых как бренда. «Товарная политика» при этом направлена на обеспечение стабильного объема «продаж», создание уникальной и выгодной позиции «товара» в умах потребителей с частичным использованием элементов манипуляции сознанием. В связи с этим в сибирских регионах психологические образовательные учреждения чаще, чем другие, используют различные виды рекламы для привлечения студентов и клиентов психологических служб, что является нетрадиционным для классического высшего образования.
Изучение представлений о любви в юношеском возрасте
Проблема любви – проблема вечная и всегда актуальная. Необходимость изучения любви определяется тем, что она приобретает особый смысл в юношеском возрасте. При этом житейские представления о любви часто не совпадают с сущностью этого явления, часто отличаются от его трактовки с точки зрения науки. Однако и научные исследования любви нес ...
Поиграем с предметами
Цель: развитие внимания, его объема, устойчивости, концентрации, развитие зрительной памяти. Условия игры. Ведущий выбирает 7-10 небольших предметов.
1. Положить предметы в ряд и прикрыть их чем-нибудь. Приоткрыв их секунд на 10, снова закрыть и предложить ребенку перечислить все предметы.
2. Снова ненадолго показать ребенку предметы ...
Цели и задачи специальной педагогики
Основная цель специальной педагогики - выявление и преодоление недостатков в развитии личности ребенка, исправление функциональных нарушений психической деятельности, поведения, личности.
Задачи специальной педагогики:
1. изучение педагогических закономерностей развития личности в условиях ограниченных возможностей жизнедеятельности; ...