Развитие психологии в Сибири - история, реальное состояние и перспективыСтраница 2
4. ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ: Проведенный историко-системный анализ способствовал:
• организации первой официальной встречи представителей основных психологических школ и направлений региона Сибири (Новосибирск, Кемерово, Барнаул, Красноярск, Тюмень, Омск, Улан-Удэ, Иркутск, Бийск, Владивосток, Благовещенск, Горно-Алтайск, Томск, представители 15 психологических факультетов) на Сибирском Психологическом Форуме (Томск, 2004);
• пониманию сложившейся ситуации с психологической наукой в регионе в контексте основных этапов становления психологической науки и тенденций ее развития;
• становлению профессионального постнеклассического мышления;
• инициированию осмысления становления региональной психологической науки;
• рефлексии ее методологических проблем, институциональных и персонально-личностных аспектов, выявлению закономерностей и этапов развития в контексте культурных и ценностно-смысловых параметров;
• встраиванию региональной психологии в общероссийское научное пространство;
• систематизации научных знаний, представляющих интерес для общей психологии, истории психологии, социальной психологии, возрастной психологии, медицинской психологии и этнопсихологии.
5. ЦЕЛИ:
• проведение историко-системного анализа становления психологии в сибирском регионе: выделение новообразований в теориях, концепциях, моделях и исследованиях психологов сибирского региона, определение на этой основе тенденций развития региональной психологии в соотнесении с основными этапами становления психологической науки и изменениями в российском обществе. Такой подход обеспечит не только выделение ключевых, наиболее значимых моментов становления сибирской психологии, но позволит показать эволюционные взаимосвязи и взаимопроникновения, а также будет способствовать пониманию процесса становления психологии в Сибири как результата деятельности не только отдельных ученых, но и научного сообщества региона и страны;
• проведение историко-хронологического анализа, позволяющего выявить исторические предпосылки, историческую логику развития психологической науки и практики в регионе Сибири, роль отдельных персоналий в развитии региональной психологии;
• мониторинг социально-психологических проблем населения региона с последующим проектированием научно обоснованных форм организации и методов психологической помощи,
• выявление задач регионального развития и обеспечение на этой основе психологического сопровождения актуальных, инновационных социально-значимых проектов.
6. АУДИТОРИЯ, НА КОТОРУЮ РАССЧИТАН ПРОЕКТ: научно-педагогические сотрудники вузов и научно-исследовательских учреждений сибирского региона, практические психологи, организаторы психологических служб, организаторы здравоохранения и образования, социальных служб, студенты, аспиранты, докторанты, соискатели психологических, педагогических и социальных специальностей.
Область применения: учебный процесс в ВУЗе, социальные службы, административные и политические структуры региона Сибири.
7. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ:
Имплицитно работа по сбору материала по истории развития психологии в сибирском регионе осуществлялась сотрудниками факультета психологии Томского госуниверситета в течение последних десяти лет. Этому способствовали издание силами факультета Сибирского Психологического журнала (с 1985 г., гл.редактор чл.-корр. РАО, д-р психол.н., проф. Г.В.Залевский), проведение научных конференций и семинаров различного уровня, а также деятельность на факультете диссертационных советов по социальной психологии и клинической психологии. Усилия, направленные на консолидацию сибирского психологического сообщества, а вместе с ними и сбор материалов по истории психологии в Сибири активизировались в последние годы. Важным знаковым событием для региональной психологии явилась организация и проведение в 2004 году в городе Томске по инициативе факультета психологии ТГУ Первого Сибирского Психологического форума "Методологические проблемы современной психологии: иллюзии и реальность", поддержанного Российским психологическим обществом, межрегиональным институтом общественных наук (МИОН), Российским фондом фундаментальных исследований и Российским гуманитарным научным фондом. Цель проведения форума заключалась в осмыслении тенденций развития психологической науки, а также в объединении усилий психологов, работающих в особом геополитическом пространстве от Урала до Дальнего Востока. Представители 15 факультетов психологии классических университетов Сибири, Урала и Дальнего Востока познакомили со своей историей, современным состоянием и перспективами развития центров подготовки психологических кадров. Специальное пленарное заседание было посвящено презентации научных школ и направлений психологии в Сибири. При подведении итогов работы форума были выработаны обращения к профессиональному сообществу психологов Сибири; предложения, адресованные к соответствующим УМО по психологии, связанные с внесением изменений в образовательные стандарты по подготовке психологов. Была поддержана идея о периодичности проведения Сибирского психологического форума как продуктивной формы профессионального взаимодействия психологов Сибири. Общее количество участников составило 322 человека, очное участие в форуме принимали 245 человек, 78 приняли заочное участие, прислав статьи для публикации.
Оральный характер
У девушки ярко проявляются черты данного характера: слабое чувство независимости, стремление держаться за других, внутреннее чувство потребности в поддержке, помощи и заботе. Они означают недостаток осуществления этого в младенчестве и представляют степень фиксации на этом уровне развития. У девушки они замаскированы сознательно приняты ...
Эмоционально-личностное общение в первом полугодии жизни
Первое полугодие жизни
. Основным психологическим новообразованием, складывающимся как продукт ведущей деятельности — ситуативно-личностного общения, являются аффективно-личностные связи младенца с близкими взрослыми.
Аффективно-личностные связи служат основой для становления личности ребенка в первом полугодии и залогом его дальнейшег ...
Основные принципы консультирования. Компетентность и
профессиональная и научная ответственность
Компетентность консультанта составляет основу его работы. Консультант обязан правильно оценивать уровень своей профессиональной компетентности. Он не должен вселять в клиента надежду на помощь, которую не в силах оказать. В консультировании недопустимо применение недостаточно освоенных диагностических и терапевтических процедур. Консуль ...