Психологическая наука в постсоветском КазахстанеСтраница 4
Вместе с тем, следует отметить, что с середины 90-х в Казахстане психологическая служба Кризисных центров постепенно накопила немало ценных эмпирических сведений о проблематике кризисных ситуаций обратившихся клиентов, о специфических особенностях взаимоотношений психолога, психотерапевта с клиентом, об эффективности и неэффективности концептуальных подходов и отдельных методов в практике психологической помощи и др. В итоге к настоящему времени уже остро назрела необходимость анализа и обобщения накопленного опыта психологической помощи, определения теоретических основ и уточнения технологической базы консультационной психологической службы.
Широкое внедрение психологии в практику закономерно проводит к развитию тех её областей, которые традиционно обозначаются как методы психологического воздействия. Среди них приоритетными в консультационной службе психологической помощи остаются психологическое консультирование и психотерапия.
Советский период характеризуется развитием только медицинской психотерапии, другие виды психотерапевтических практик были запрещены. В связи с этим, особо следует подчеркнуть, что современный этап развития казахстанской психологической науки характеризуется созданием и формированием своей психологической, психотерапевтической школы, где особого внимания заслуживают исследования в области внемедицинской психотерапевтической практики.
В связи с тем, что в советской психологической школе существовали жесткие запреты на развитие реальной практики психологического консультирования и психотерапии, перед отечественными теоретиками и практиками практической психологии стоит ряд проблем, требующих научного рассмотрения. К таким проблемам можно отнести: "соотношение отечественного и мирового наследия" в области психологического консультирования и психотерапии, дилемма, должен ли психолог в ситуации оказания психологической помощи ограничивать себя рамками одного подхода или "задействовать целый комплекс подходов и средств в силу комплексного многогранного характера самих реальных проблем клиента", каков реальный "психологический портрет" клиента психологических служб, какой должна быть модель консультационной беседы, как основного и особого средства воздействия на человека, оказавшегося в кризисной ситуации и многие другие.
Из выше обозначенных проблем можно выделить некоторые направления научно-практических исследований в области психологического консультирования и психотерапии: обобщение опыта использования западных технологий в практике психологической помощи населению, анализ отечественных разработок как теоретической базы психологического консультирования и психотерапии, создание и отработка эффективных технологий практической помощи клиенту психологических консультаций. И самым основным направлением, по нашему мнению, является изучение личности самого клиента психологической службы как "субъекта специфического воздействия", выявление психологических переменных, определяющих причины обращения клиентов за помощью в психологическую консультацию, знание их природы и механизмов функционирования, умение диагностировать и адекватно строить психологическую работу.
Морально-нравственные характеристики управленца
Деловая этика, или этика бизнеса, сравнительно недавно получила место в системе российского образования. Но учебных пособий по данной дисциплине и отечественных разработок и недостаточно, и они слабо отвечают требованиям практического характера. В настоящее время наблюдается стабильный рост интереса не только деловых кругов, но и науки, ...
Какой должна быть наука о поведении
Скиннер допускал, что поведение можно достоверно определить, предсказать и проконтролировать условиями окружения. Понять поведение – значит проконтролировать его, и наоборот. Он всегда был против допущения какой-либо свободной воли или любого другого «сознательного» явлению. Люди, по своей сути, очень сложные, но, все же, машины. Хотя о ...
Изучение мотивации учебной деятельности школьников
Задание 1.
Учусь потому, что…
-Интересно
-Хочу больше знать
-Заставляют родители
-Потом будет легче хорошо устроиться на работу
-Все учатся
-Нравятся учителя
Задание 2.
Какой предмет хотел бы видеть в расписании чаще?
Какой реже?
Хотел бы уйти из школы? Почему? _
_
По каким предметам следует увеличить материал?
По каким п ...