Концепция пенитенциарной школыСтраница 2
Отсюда вытекает первый принцип построения модели пенитенциарной школы – функционирование в гуманистической (феноменологической) парадигме образования, при которой человек– главная ценность
педагогической
культуры
. Школа должна не только транслировать знания, сохранять национальную память, но и дать возможность каждому ученику глубже понять себя и окружающих, раскрыть свой творческий потенциал, самореализоваться.
Учитывая большую пестроту возрастного, национального, конфессионального состава учащихся и характер совершённых ими преступлений, вторым принципом следует провозгласить личностно
-ориентированный
подходк образованию, так как именно ему присущи человекообразующие функции – сохранение и восстановление телесного и душевного здоровья, личной свободы, духовности, нравственности, поиск смысла жизни.
Многие из учащихся пенитенциарных школ на долгие годы изолированы от общества (часть из них вернутся в семьи, живущие в новых социальных условиях).
Отсюда вытекает третий принцип построения пенитенциарной школы – ресоциализацияличности учащихся. Любая цивилизованная форма образования должна выполнять и культурно-созидательную функцию, так как культуру нельзя сохранить иначе, как через человека.
Поэтому четвёртый принцип построения пенитенциарной образовательной системы – культурная идентификация учащихся
(переживание чувства принадлежности к национальной культуре). [ 3]
Таким образом, вся система образования в условиях закрытого социума должна строиться исключительно на антропологических ценностях.
Рассмотрим назначение этих функций.
Образовательная функция должна формировать общую культуру учащихся, транслировать знания, воспитывать и развивать духовную, творческую, гуманную, адаптивную личность.
Функция ресоциализации состоит в профессиональной адаптации учащихся в соответствии с динамикой общественного развития, в повышении их деловой квалификации.
Валеологическая функция заключается в санитарно-гигиеническом, медицинском просвещении, в проведении психологических тренингов, популяризации валеологических знаний.
Рекреационная функция организует досуговое пространство как сферу восстановления психофизических сил, здоровья и творческого потенциала.
Функция самоактуализации должна формировать в сознании учащихся понимание своей самоценности, уникальности и полезности обществу.
Коррекционная функция школы выполняет роль практической реализации методов и приёмов коррекционной педагогики и психологии. [ 5]
В любой школе при ИУ преобладает, как правило, контингент 8 – 12 классов. В начальных классах монокомплексной школы (все в одной комнате под руководством одного педагога). Если не набирается класс-комплект из 25 человек, (что обычно бывает в 5-7 классах), то занятия ведутся по системе заочного обучения.
Обычно пенитенциарная школа работает в режиме сменной (вечерней): часть учащихся работает в первую смену, учится во вторую, другая часть – наоборот. Смены меняются через неделю.
Важнейшей особенностью пенитенциарных школ является доминирование воспитательных задач над обучающими, т. е. важнейшая функция пенитенциарной школы – человекообразующая. [ 2]
В условиях лишения свободы пенитенциарная школа является той нитью, которая связывает учащихся с остальным обществом и приобщает их к реалиям жизни. А ещё чаще педагоги пенитенциарных школ являются первыми и даже единственными из людей, говорящими ученику доброе слово.
Главная задача
пенитенциарных школ – обеспечить смену мировоззрения учащихся, воспитать людей гражданского общества. Особенность пенитенциарной школы состоит в том, что её ученики как бы существуют в двух ипостасях – с одной стороны, осужденный, отбывающие наказание в исправительном учреждении, с другой - это наши ученики. Этим во многом определяются и уровень отношений в системе «Учитель – ученик», и содержание воспитательной работы, и учебные педагогические технологии. Находятся учителя, которые постоянно на уроках думают, что перед ними преступники.
Определение эмоций и чувств
Эмоции и чувства, как и другие психические явления, представляют собой различные формы отражения реального мира. В отличие от познавательных процессов, отражающих окружающую действительность в ощущениях, образах, представлениях, понятиях, мыслях, эмоции и чувства отражают объективную реальность в переживаниях. В них выражается субъектив ...
Конструкция
Человек предвосхищает события, конструируя их копии.
Поскольку жизнь — это процесс, никакие два события не являются в точности одинаковыми. Ожидаются события, подобные тем, которые уже происходили в прошлом. Но событие, подобное какому то другому, отличается при этом от множества иных событий. Здесь Келли вводит основной принцип констр ...
Структурирование жизненного мира в ходе работы горя (на примере людей,
ушедших в религию)
Процесс переживания горя и утраты был описан в работах З.Фрейда «Печаль и меланхолия», Э.Линдеманна «Клиника острого горя», Ф.Е.Василюка «Пережить горе», М.Ш.Магомед-Эминова «Трансформация личности». Исследователи пытаются найти ответ на вопрос, как человек преодолевает горе, справляется с ним. Начиная с Фрейда, который писал о «работе ...