Концепция пенитенциарной школыСтраница 3
Но разве можно за преступление судить дважды ?
А можно ли в пенитенциарной школе говорить о педагогике сотрудничества и сотворчества и о творчестве вообще ?
Ведь эти люди не безнадёжны. Многочисленные тесты и другие методики социально – психологического исследования убеждают в этом. [ 2]
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА
В ПЕНИТЕНЦИАРНОМ УЧРЕЖДЕНИИ:
При всем многообразии работы с осужденными ее можно свести к двум основным функциям:
· психологическая диагностика и
· психологическая коррекция (или психотерапия).
1.
Диагностическое
К основным психодиагностическим задачам относятся:
- первичное изучение личности осужденных с целью разработки программы их ресоциализации;
- уточнение диагноза и ориентирование осужденных на исправление;
- изучение осужденных в процессе отбывания наказания и проведения терапевтических мероприятий;
- обследование осужденных в связи с изменением условий содержания или предстоящим освобождением.
В процессе психодиагностической деятельности психолога используются различные методы, среди которых:
- изучение личного дела, материалов уголовного дела;
- проведение психологического тестирования;
- интервьюирование;
- наблюдение за поведением в «жилой группе» и др.
Психодиагностическая работа с осужденным направлена на решение ряда задач:
1.
Первичное изучение осужденных с целью разработки программы их ресоциализации
. Первичная диагностика очень ответственная, кропотливая и длительная по времени (до шести недель) процедура. Она требует высокой квалификации. Психолог проводит углубленную диагностику личности осужденного с целью определить характер расстройства и наметить план работы с осужденным в ходе отбывания им наказания. На этом этапе
2.
Психолог осуществляет анализ жизненного пути осужденного, материалов личного дела, проводит необходимое психологическое тестирование, наблюдает за поведением осужденного, беседует с ним и с другими сотрудниками. Современный уровень компьютеризации учреждений исполнения наказаний позволит психологам получить быстрый доступ ко всем интересующим их документам, используя возможности локальных сетей учреждения. В работе по обследованию осужденных психологу должны помогать специально подготовленные ассистенты (при проведении тестирования) и сотрудники общей службы исполнения наказаний.
Психолог предоставляет свои выводы в письменном виде в форме развернутой характеристики на осужденного и предложений в план его ресоциализации.
- Психологическая коррекция
личности и поведения осужденного :
Уже в 80-е годы в отечественной научной литературе отмечалась необходимость различать клинически ориентированную психотерапию,
направленную на смягчение или ликвидацию имеющейся симптоматики (неврозы, фобии, страхи и т.п.), и психологическую(коррекция и развитие личностных качеств психически здоровых людей).
Психотерапией, ориентированной на клинику, занимается психотерапевт с базовым медицинским образованием. Второе направление психотерапии - область работы практического психолога. Однако в обыденном сознании термин «психотерапия» ассоциируется только с медицинской практикой, с лечением, а не с психологической помощью. В этой связи представляется целесообразным, чтобы психологи шире использовали термины «психологическая коррекция», «психологическая помощь», «психологическое консультирование», «групповая психокоррекция», «социально-психологический тренинг». Каждое из этих понятий имеет смысловые нюансы, но все они описывают деятельность, направленную на осознанное изменение личности и ее поведения. [4 ]
Цели психотерапии формулируются на основе диагностического результата, который направлен через анализ «дефицитов» на общее описание и структурный анализ личности. Единый взгляд на личность является важным условием того, чтобы все сотрудники, участвующие в терапии, имели представление о психологических особенностях, мотивах, конфликтах и проблемах. С уверенностью можно говорить о том, что целостное восприятие личности является предпосылкой к тому, что сотрудники будут адекватно реагировать на проблемы и поведение осужденных, а также будет установлено постоянное внимание и соответствующее отношение к осужденному, что сохранит благоприятный климат в социально-терапевтическом учреждении в целом.
Влияние социальных условий на психику подростка
«Плохие социальные условия, безусловно, влияют на психику и мозг человека, – заявила директор научно-исследовательского центра «Детская нейропсихология» Анастасия Сунцова. – Негативная социальная среда накладывает определенные ограничения на ребенка. Под их воздействием он не может раскрыть свои способности и реализовать таланты, данные ...
Эмоциональные состояния.
В жизни личности большое значение имеют эмоциональные состояния. На определенный период времени они окрашивают всю психическую деятельность человека и обнаруживаются в различающихся по степени интенсивности настроениях и аффективных состояниях. Эмоциональные состояния не только зависят от характера протекающей психической деятельности, ...
Счастье
В счастье, как вершине удовольствия, заключен смысл жизни человека. Счастье - это эмоциональное состояние, которое является результатом удовлетворения какой-либо значимой для человека потребности, желанной им и выстраданной. Такой потребностью может стать любая без исключения потребность духовная или физиологическая. Будет ли человек ис ...