Взаимосвязь выученной беспомощности с типом мотивации учебной деятельности
В последнее время феномен выученной беспомощности все чаще становится предметом психологических исследований. Выученная беспомощность наблюдается, когда задание кажется выполняющему его человеку настолько трудным, что начинаются сомнения в своей способности найти правильное решение, и каждый результат переживается как неподконтрольный. Для объяснения феномена беспомощности было предложено несколько моделей: С. Майера и М. Селигмана (1964); Л. Абрамсона, М Селигмана и Дж. Тисдейла (1978); Б. Вейнера (1974); Х. Хекхаузена (1986). В отечественной психологии интерес, с нашей точки зрения, представляет многомерная модель беспомощности, предложенная Н.А. Батуриным.
Выученная беспомощность - это психологическое состояние, которое связано с мотивацией деятельности: мы предполагаем, что приобретенная выученная беспомощность связана с внешней учебной мотивацией. Т.е. люди с внешней учебной мотивацией, сталкиваясь с временными непреодолимыми трудностями, испытывают чувство беспомощности и снижают активность. Люди с внутренней мотивацией более устойчивы к временным непреодолимым трудностям, к переходу в беспомощное состояние, при столкновении с трудностями они не снижают уровень активности.
С другой стороны, приобретенная выученная беспомощность оказывает влияние на мотивацию человека, так, сформированная выученная беспомощность ведет за собой падение уровня внутренней мотивации и повышение уровня внешней мотивации деятельности (А.Н. Батурин). Таким образом, можно предположить, что приобретенная выученная беспомощность способна не только снизить мотивацию человека, снизить уровень его активности, но и под ее воздействием может смениться направленность мотивации - мотивация внутренняя может стать внешней.
Для проверки гипотезы о взаимосвязи выученной беспомощности и типа мотивации было проведено пилотажное исследование, в котором принимали участие 32 студента высших учебных заведений, различных специальностей, различных форм обучения. Для выявления выученной беспомощности мы использовали интервью и проективную методику "Завершение предложений". Так же мы разработали "Исследование с интеллектуальными задачами". Данное исследование позволяет изучить влияние временных трудностей и неуспеха на эффективность интеллектуальной деятельности. В ходе данного исследования на первом этапе перед нами стояла задача - сформировать для испытуемого ситуацию неуспеха и временных трудностей, т.е. индуцировать беспомощность. Для этого использовались задания повышенной сложности, которые трудно выполнить за то время, которое отведено для выполнения задания, кроме того, баллы за каждое задание заранее были предопределены - испытуемый не мог повлиять на результат. Общее количество баллов, которое набирает испытуемый, является низким - это символизирует неуспех испытуемого при выполнении задания. На втором этапе мы оценивали активность испытуемого в ходе решения новой задачи. По результатам проведенного исследования каждый из испытуемых был отнесен в подгруппу: первая подгруппа - испытуемые с приобретенной выученной беспомощностью, вторая подгруппа - испытуемые у которых отсутствует выученная беспомощность на личностном уровне.
Статистическая проверка взаимосвязи между выученной беспомощностью и типом мотивации осуществлялась с помощью "фи-коэффициента сопряженности" (Пирсона): r=0.82 (р < 0,001).
Данное значение коэффициента корреляции свидетельствует о том, что между выученной беспомощностью и типом мотивации наблюдается статистически значимая связь. Испытуемым, у которых сформирована выученная беспомощность, свойственна внешняя мотивация. Испытуемым, у которых не сформирована выученная беспомощность в процессе обучения, свойственна внутренняя мотивация. Т.е. результаты исследования подтверждают нашу гипотезу о том, что выученная беспомощность связана с внешней мотивацией обучения.
Так, было обнаружено, что испытуемые с внутренней мотивацией, решая задание, предлагают большее количество решений, как правильных, так и ошибочных и выдвигают больше целей, по сравнению с испытуемыми с внешней мотивацией. Испытуемые с внутренней мотивацией, несмотря на столкновение с временными трудностями, неудачей, продолжают проявлять активность в выполнении нового задания, в то время как люди с внешней мотивацией, сталкиваясь с неудачей, снижают уровень активности при выполнении нового задания.
Связь способности к обману и распознаванию обмана с социальным интеллектом,
мотивационным профилем
Планомерное научное осмысление обмана, как неотъемлемого атрибута человеческой жизни, началось лишь в ХХ веке, и за этот период накопился большой объем теоретического и практического материала. Несмотря на это, феномен обмана остается одним из самых сложных и запутанных в психологической науке. Это обусловлено двумя причинами. Во-первых ...
Функциональная асимметрия полушарий у больных с хронической
недостаточностью мозгового кровообращения
Нарушение мозгового кровообращения в стыке веков стало одним из самых распространенных заболеваний. В России ежегодно происходит более 400 тысяч инсультов и до 35% из них с летальным исходом.
Мозговой инсульт - это острое нарушение мозгового кровообращения со стойкой неврологической симптоматикой и морфологическими изменениями в вещест ...
Невербальный язык. Вводные положения
Люди, как правило, высказывают одно, а думают совсем другое, поэтому очень важно понимать их истинное состояние.
Испытываемые в душе эмоции люди обычно выражают:
- конвенциально (стандартно принятым в данной среде общения способом);
- спонтанно (непроизвольно).
Когда партнёр стремится не выдать то, как он относится к сообщаемому, вс ...