Специфика патологии познавательной деятельности при шизофренииСтраница 2
Ослабление избирательности проявляется в расширении круга привлекаемых сведений, в актуализации редко используемых, маловероятных, необычных и потому латентных признаков, речевых связей, зрительных и акустических эталонов. Указанные особенности и обуславливают такие известные проявления патологии речи и мышления как "вычурность, псевдоабстрактность, разноплановость". Для выявления этих особенностей используется широкий набор методических приемов: классификация предметов и понятий, исключение лишнего предмета, сравнение понятий, построение объекта по ряду заданных признаков, опосредование понятий с помощью рисунков и т.п. Как правило, методики предъявляются больным с "глухой" инструкцией, что дает свободу выбора приемов, способов актуальной деятельности при нахождении оснований для обобщений.
Если в норме успешность решения зависит от сложности материала, то для болезненно измененной психики такое соотношение не является однозначным. Как правило, больные шизофренией успешнее справляются с более формализованными вербальными заданиями, тогда как невербальные содержат большое количество элементов и провоцируют соскальзывание по случайным малозначимым признакам. Не ограниченные рамками прежнего опыта и здравого смысла, больные на экспериментальном материале легко объединяют разнородное, сравнивают несравнимое. Например: в задании на классификацию предметов наряду с категориальными создаются группы "по принципу скольжение - утюг, коньки", "по принципу прозрачности - стакан, очки". При сравнении понятий также выявляется ослабление доминирования существенных признаков ("сапог и карандаш стучат . оставляют следы . у сапога внизу подошва, а у карандаша стержень").
Описанные выше особенности познавательных процессов характерны для шизофрении в целом, но если рассматривать каждую ее форму в отдельности, то для каждой из них характерны свои проявления.
При простой форме шизофрении (которая чаще характерна для подростков) типичным проявлением предшествует особый период, когда в течение нескольких месяцев наблюдаются эмоциональная лабильность, изменчивость настроения и склонность к напряженным занятиям - многими часами сидят над уроками, или целиком отдаются какому-нибудь увлечению, или запоем читают. Однако уже в этот период аффективные реакции становятся немотивированными, а интенсивные занятия скоро оказываются непродуктивными. Затем угасают прежние интересы, забрасывается учеба, теряются прежние приятели.
Контакт становится формальным. Мимика утрачивает живость и тонкую выразительность. Голос делается монотонным, лишенным эмоциональных модуляций. Одним тоном, как бы на одной ноте, говорят и о вещах индифферентных, и о том, что должно было бы волновать и живо задевать. Болезненными переживаниями делятся крайне неохотно. Лишь иногда подтверждают трудность сосредоточиться, ощущение пустоты в голове - "провалы в мыслях".
Параноидная шизофрения. При бредовом варианте параноидной шизофрении на начальном этапе преобладают бредоподобные фантазии паранойяльного характера в виде особых игр, причудливых интересов познавательного характера. В этих случаях у детей нередко обнаруживается преждевременное интеллектуальное развитие - к 2 годам они обладают большим запасом слов, в 3-4 года умеют читать. Рано определяются устойчивые односторонние интересы сверхценного характера. Вначале это проявляется в стремлении задавать особые "пытливые", "философские" вопросы, в особых стереотипных формах со схематизацией предметов игры (специальный подбор посуды, обуви и т. п.), в утрированной склонности к коллекционированию определенных, стереотипно повторяющихся предметов (мыло, флаконы, замки, монеты).
"Пытливые", "философские" вопросы не случайны по содержанию, они носят абстрактно-познавательный характер, связаны с определенной идеей. От "стадии вопросов" здорового ребенка они отличаются не свойственным данному возрасту чрезмерным интересом к абстрактному, а также тесной связью с устойчивыми однообразными представлениями. По данным К. А. Новлянской (1937), у больных шизофренией детей надолго задерживается период "пытливых вопросов", которые с возрастом принимают характер сверхценных идей.
С 2-3 лет отмечается стереотипии в играх, ребёнок может, например, проявлять особый интерес к электрооборудованию. Он подолгу наблюдает за включением и выключением света, однообразно играет с проводами, вилками, розетками, не обращая внимания на игрушки. В конце дошкольного и младшего школьного возраста эти дети начинают перерисовывать схемы электрической сети, рассматривают учебники физики и электротехники.
В более старшем школьном возрасте односторонние интересы все больше напоминают паранойяльные состояния у взрослых больных. Отмечается свойственное паранойяльным состояниям стремление логически разрабатывать изолированную патологическую идею, нарастает склонность к детализации в мышлении.
Динамика заучивания
Изучая динамику процесса заучивания, мы составили сводную таблицу, на основе которой были построены графики. Исходя из полученных результатов, можно отметить, что динамика процесса заучивания испытуемого заметно отличается от обще-групповой динамики. Если для группы в целом характерно лишь увеличение количества запоминаемых слов с кажды ...
Психологические механизмы художественного творчества
Художественное творчество начинается с обострённого внимания к явлениям мира и предполагает «редкие впечатления», умение их удержать в памяти и осмыслить.
Важным психологическим фактором художественного творчества является память. У художника она не зеркальна, избирательна и носит творческий характер.
Творческий процесс немыслим без в ...
Мистическая.
Люди, склонные к мистике, считают, что персоны, не разорвавшие "кармический узел" в предыдущей жизни, обязательно встретятся в новой и узнают друг друга. Это могут быть, например, влюбленные, разлученные когда-то. Или, наоборот, враги, которые не простили друг друга. В новой жизни они сталкиваются и продолжают прерванный диало ...