Особенности выполнения рефлексивных действий студентами в начале обученияСтраница 2
С точки зрения Степанова С.Ю., целью рефлексивной психодиагностики является не получение максимально исчерпывающей и объективированной информации, а создание «рефлексивного зеркала» для участников исследования с тем, чтобы наиболее полно осмыслить и переосмыслить экзистенциональную реальность, создать наиболее благоприятные условия для сотворческих отношений с ней. И участники и организаторы диагностики находятся в субъектной или квазисубъектной позиции, принимают активное участие в создании психодиагностической методики, в процессе ее проведения.
Сформированность рефлексии как процесса, таким образом, определяется особенностями осуществления и осознания субъектом процессуальной стороны деятельности. Изучение особенностей протекания рефлексивных действий возможно при использовании приемов включенного наблюдения и беседы как диалога в реальных условиях учебного процесса. Здесь уместны индивидуальный диагностический эксперимент в ходе опроса и анализ продуктов деятельности (письменных работ), которые могут дать обширные материалы об уровне развития способности к рефлексии. Возникает конкретная исследовательская задача- изучить как происходит становление рефлексивных действий на субъект –субъектном уровне взаимодействия и как осуществляется переход от одних рефлексивных действий к другим. Важно изучить так же, как пишет И.Н. Семенов, специфические связи и взаимоотношения между рефлексивными процессами и процессами целеобразования [1].
Целью нашего исследования было получение эмпирических данных об особенностях осуществления рефлексивного процесса (серии рефлексивных действий) студентами. Объектом исследования выступили 50 студентов первого курса психологического факультета МГЭИ. Задачами исследования были: 1.Выявление возможностей осуществления рефлексивного выхода и интенции (осознания студентами смысла деятельности). 2 Выявление умений категоризации и схематизации (фиксации знания в виде понятий и выявление навыков свертывания информации, лежащих в основе осознания). 3.Выявление умений объективации и обобщения.
Для изучения мы использовали метод включенного наблюдения и беседу как диалог. Изучение осуществлялось в процессе подготовленных студентами первого курса выступлений на семинарских занятиях по теме «Мышление». Перед выступлением студента ему предлагалось следующее задание – алгоритм из 3х вопросов: 1. Где применимо полученное вами (при подготовке к семинару) знание и кому оно нужно. При этом предполагалось, что студент должен занять рефлексивную позицию и показать возможности осознания цели изучения и смысла изученного. 2. Какие психологические понятия содержит и в какой схеме может быть зафиксировано это знание. Предполагалось выявление мыслительных средств освоения деятельности (построение системы понятий и выявление способов их представления слушателям). 3. Какой вывод вы сделали по результатам изученного. Предполагалось выявление степени продуктивности рефлексии. Вопросы предъявлялись последовательно, при этом предлагалось выписать понятия на доске, либо в тетради и представить материал краткой схемой. Условия диалога, основанного на передаче смысла предъявляли особые требования к изложению материала: к выделению цели и смысла сообщения, построению системы понятий и доведению информации в определенной логике, с одной стороны и давали возможность студенту, самому осознать приобретенные им знания.
Учёт темперамента во взаимоотношениях между людьми
Общительность сангвиников располагает к ним окружающих, однако часто за внешней формой поведения маскируются не очень привлекательные черты характера (прилипчивость, навязчивость). Податливость и пластичность нервной системы, способствующие легкому вхождению в новую обстановку и в новую деятельность, подчас оборачиваются отрицательной с ...
Гуманитарная парадигма в науке
Гуманитарное познание ориентировано на индивидуальность, обращено к духовному миру человека, к его личностным ценностям и смыслам жизни.
Гуманитарная парадигма в науке представляет собой познание природы, общества, самого человека с антропологической, человековедческой позиции; она вносит «человеческое измерение» во все сферы обществен ...
Цель и смысл жизни человека
Человек в своей повседневной жизни подчинен цели и смыслу, предопределяемых ему его биологической и социальной природой. От природы человек наделен способностью к получению удовольствия. Как биологическое и социальное существо, он имеет определенные физиологические и духовные потребности. Любая потребность предполагает ее удовлетворение ...