Особенности выполнения рефлексивных действий студентами в начале обученияСтраница 3
Особенности выполнения рефлексивных действий студентами по итогам изучения оказались следующими. У большинства студентов выявлены трудности рефлексивного выхода, выявления смысла и цели изучения материала, связанные с высоким уровнем стереотипности мышления, трудностями его перестройки без предварительной подготовки. Мы убедились, что материал, изученный и законспектированный к занятию, студенты воспроизводили без достаточного осмысления в репродуктивном режиме, излишне полно и развернуто. В ответ на просьбу преподавателя изменить стиль подачи материала учащиеся испытывали серьезные затруднения и делали такие попытки только после настоятельных напоминаний. На вопрос, где применимо знание, кому оно нужно, студенты давали самые общие ответы типа: «в педагогике, практике образования и обучения, для учителей». Они не делали попыток «повернуть знание на себя». Мы убедились, что для большинства из них оно не имело личностного смысла. Студенты затруднялись в передаче изученного знания через систему понятий, не могли в большинстве случаев уложить его в схему и донести до других. Это свидетельствовало о недостаточной осознанности знаний. Вопросы преподавателя: «Применимо ли это знание лично для вас, как вы лично можете использовать это знание?»,- заставали студентов врасплох. Ответы были следующими: «Сложно сказать, может быть в будущем». Мы убедились, что на данном этапе студенты самостоятельно не ставят цели использования приобретаемых знаний для саморазвития. Зафиксировано отстраненное отношение студентов к полученному знанию, отношение к знанию не как к своему личному, а как к чужому, навязанному. В большинстве случаев без специального акцента преподавателем личностной значимости излагаемых студентами знаний их смысл ими не осознавался.
Диалоговая форма проведения занятия позволила увидеть и то, что при подготовке к семинару студенты не осознают цели подготовленного сообщения как получение ответа на конкретный вопрос, например, по теме: «Особенности мышления дошкольника». Поэтому в содержании их сообщений не выстраивается понятийного аппарата и часто отсутствует логика изложения. Студенты первокурсники затрудняются выделять понятия, как средства передачи знания другому, они не ставят перед собой такой цели, поэтому затрудняются в логической подаче материала, заключении его в схему.
В результате исследования выявлены специфические связи и взаимоотношения между рефлексивными процессами и процессами смысло и целеобразования у первокурсников. При затруднении студентов схематизировать знание, доносимое до слушателей, ни ему ни слушателям оказывался непонятным смысл сообщения. При этом чем четче осознавалась цель (смысл деятельности) тем более понятно шло изложение материала. «Нерефлексирующие» студенты излагали материал, изученный и законспектированный к семинару сплошным текстом. Мы убедились еще раз в том, что несмотря на наличие спецкурса, где их обучали в частности конспектированию, выделению главного в тексте, эти умения не развивались, если не были восстребованы преподавателем. На вопросы, какие положения автора важно донести до слушателей, мы получали ответы типа: «Я не разбирала». Конспекты, представленные выступающими так же не отличались логикой и структурированностью.
Факторы, влияющие на изменение оценок
Изучение оценочной функции психики является одним из перспективных направлений общей психологии. Процесс оценивания сопровождает нас во всех видах деятельности, которую мы совершаем. При этом кроме оценок, участвующих в регуляции жизнедеятельности, существуют оценки, являющиеся продуктом трудовой деятельности и оценки, включенные как не ...
Дневник
11.09.06
Состояние больной не изменилось, по-прежнему сохраняется слабость, раздражительность, утомляемость, тревожные мысли. АД 135/85мм рт ст
12.09.06
Улучшения своего состояния больная не отмечает. Накануне вновь были головные боли, плохо спала, с трудом заставила себя встать утром, чувствовала разбитость. АД 140/80мм рт ст.
13.0 ...
Критика лени
К таким относится, например, лень. Нельзя затягивать процессы по ликвидации какого-либо негативного фактора на слишком длительный срок. Особенно, если это влияет на самочувствие людей, усугубляет их положение. Например, в случае обращения людей с просьбой о ремонте протекающей трубы - это необходимо сделать максимум в ближайшую неделю. ...