Сигналы восприятия языка тела
Страница 2

Материалы » Сигналы восприятия языка тела

Взгляд человека тесно о связан с речью и часто является средством установления контакта. "Язык взгляда" очень разнообразен. Так, полностью открытые глаза указывают на высокую восприимчивость чувств и рассудка, общую живость.

Слишком же широко открытые ("вытаращенные") глаза свидетельствуют об усилении оптической привязанности к окружающему миру. Прикрытые, "занавешенные" глаза являются зачастую признаком инертности, равнодушия, скуки или же сильного утомления. Суженный или прищуренный взгляд означает либо сконцентрированное пристальное внимание, либо (с сочетанием со взглядом сбоку) коварство, хитрость.

Рот. Оттянутые вниз уголки рта символизируют в целом негативное отношение к жизни, вообще невеселое выражение лица. Приподнятые уголки рта отражают позитивное отношение к жизни, оживленное и веселое выражение лица. Если рот выглядит пухлым, то это указывает на увеличению жизненность чувств, мягким – на чувственность, острым, точно вырезанным, - на интеллектуальность, твердым – на определенность воли1.

Смех. Упоминавшийся А. Штангль описывает несколько интересных наблюдений за особенностями смеха, поскольку он считает, это особенно предательская вещь, в которой человек раскрывается наиболее полно. Так, смех на –а (ха-ха) совершенно открытый, идущий от сердца смех, облегчающий и беззаботный. Смех на –е (хе-хе) не слишком симпатичный, вызывающий, дерзкий, завистливый. Смех на – и (хи-хи) одновременно скрытный, хитрый; смесь иронии и злорадства. Смех на – о (хо-хо), по мнению автора, звучит хвастливо, в основе своей – издевательский и протестующий. Смех на – у (ху-ху) указывает на скрытый страх, боязливость.

Смех, таким образом, играет в жизни, особенно в межличностном восприятии, огромную роль.

Однако, как замечает Г. Щекин1, - по утверждению американских социологов, 60% женщин не умеют правильно смеяться. В связи с этим в Нью-Йорке открыт специальный институт, где за определенную сумму представительниц прекрасного пола учат "очаровательно" смеяться и улыбаться.

Таким образом, анализ различных элементов человеческой мимики позволяют сделать вывод, что важнейшими мимическими явлениями лица выступают складки на лбу, глаза, направление и движение взгляда, рот, смех и улыбка.

Язык рук или жестов всегда сугубо индивидуален и обладает высокой степенью информативности. Так, по утверждению А. Брассера, записавшего в течении 25 лет около 250 миллионов свидетельских показаний, главным показателем правдивости свидетеля являются глаза и руки человека. "Говорить человек может, все что угодно. А вот глаза и руки его обязательно выдадут. Руки ничего не могут скрыть и расскажут гораздо больше, чем глаза", - считает Брассер.2 Вместе с тем язык жестов помимо индивидуальности имеет и общие особенности, зависящие от национальной принадлежности, возраста и пола человека. Давно установлено, что большей жестикуляцией отличаются южане, меньшей –северяне. Например, на протяжении часового разговора финн использует жестикуляцию один раз, итальянец –80, француз –120, а мексиканец – 180 раз3, что нашему телезрителю хорошо знакомо по мексиканским телесериалам. А. Штангль в своих работах приводит множество жестов, в особенности рук и кисти, "чтение" которых помогает лучше понимать собеседника. Приведем некоторые из них и их интерпретацию.

Вяло свисающие вдоль тела руки – пассивность, отсутствие готовности к действию, недостаток воли.

Скрещенные на груди руки – защитная реакция, некоторое выжидание.

Руки заложены за спину – отсутствие готовности к действию, а также скрытое смущение, робость, затруднительное положение.

Потирание рук – человек находится во власти приятных, удовлетворяющих его мыслей.

Движение рук, закрывающие лицо или его часть – желание скрыть, спрятать, утаить свое состояние; задумчивость или затруднение.

Язык тела – это бессознательные сообщения, посылаемые мозгом, которые являются внешним отражением эмоционального состояния человека, то есть его чувств.

Каждый жест человека – это как слово в языке. Читая жесты, мы осуществляем обратную связь, которая играет главную роль в целостном процессе взаимодействия, а жестовые группы – это важная составляющая обратной связи.

Приведем несколько примеров, распознавание которых дает Алан Пиз.

Распознавание невербальных жестов, которые сигнализируют об обмане, является одним из важнейших условий общения, научится которым можно в процессе наблюдения за человеком.

Страницы: 1 2 3 4


Мышечная релаксация Ж. Джекобсона
Данную методику, по крайней мере для начала, рекомендуется всем, кто испытывает трудности с расслаблением мышц. По мнению ее автора, насущными проблемами человека, живущего в цивилизованном мире, стали чрезмерная спешка, беспокойство и избыток поводов, на которые он вынужден реагировать. В этих условиях физические и психологические нагр ...

Упражнение «испорченный телефон»
Цель упражнения: совершенствование навыков невербальной коммуникации; общение без помощи слов; способности понимать партнера на невербальном уровне. Из зала выбираете пять человек, четыре из них выходят из комнаты. Пятому даёте текст: „ У отца было 3 сына. Старший умный был детина, средний был ну так себе, младший сын был не в себе“. О ...

Роль поэтической формы в восприятии художественных произведений
В современном мире мы сталкивается с огромным многообразием течений и направлений в искусстве. ХХ век становится переломным при переходе от "классических" произведений к "постнеклассическим": например, в поэзии появляются верлибры - свободные стихотворения, в которых отсутствует и привычная рифма, и метрический ритм. ...